Толкования на Мф. 11:17

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 17-19 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

Кому уподоблю род сей? – говорит Спаситель. – Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам (см. Мф. 11:16), говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

Смысл этих слов следующий: Я и Иоанн пришли противоположными путями, и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя с двух противоположных сторон, становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, чтобы таким образом он непременно попал в руки того или другого.

Посмотри, в самом деле, с каким изумлением весь род человеческий смотрит на чудный пост и на эту суровую и посвященную любомудрию жизнь. Для того-то и устроено было, что Иоанн от самого младенчества приучен был к столь суровой жизни, чтобы и чрез это сделать проповедь его достойною веры. Но почему же, скажешь ты, сам Иисус не избрал этого пути? Напротив, и Он шел этим путем, когда постился сорок дней, и обходил страны, уча, и не имея [где главы преклонить].

Впрочем, Он и другим путем шел к той же цели, и получал пользу от того, которым шел Иоанн, потому что получить свидетельство от человека, идущего путем жизни строгой, значило то же, что и самому идти этим путем, или даже и более. Притом, Иоанн ничего более не показал, кроме строгого образа жизни, так как Иоанн не совершил ни одного знамения, а Спаситель свидетельствовал о Себе и знамениями и чудесами. Таким образом, предоставив Иоанну блистать постом, сам избрал путь противный: участвовал в трапезах мытарей, вместе с ними ел и пил.

Беседы на Евангелие от Матфея.


Мы играли вам на свирели: словом святым и радостным вы слышали наставление в нравах; пели вам печальные песни: речью серьезной, бо­лезнующей, оплакивающей ваше неверие, — а вы же слушали, и не плясали по поводу того, что относилось к вам, не опла­кивали того, что относилось к еретикам. Пришел Креститель, говорят: в нем бес, и Креститель не негодует, но делает свое дело. Видишь, он терпел то же самое, что терпел и Спаситель? О Спасителе говорили иудеи: Ты Самарянин и что бес в Тебе (Ин.8:48)? И разве не бла­жен тот христианин, который терпит обиду, одинаковую со своим Владыкой? Павел проповедует истину, а Фест воз­ражает ему: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деян.26:24). То, что исполнено здравого смысла, кажется безумием для тех, которые не могут вме­стить. А Павел отвечал: нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла (Деян.26:25). Видишь, какова вдохновенная смелость, кажущаяся безумием, но сияющая выше здравого ума? Слышит Иоанн, что имеет беса, как и древние пророки слышали обвинения в бесновании.

Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое.

Свт. Кирилл Александрийский

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

Желания тех детей, которые пляшут, и тех, что поют жалобные песни, не совпадают, ведь и те, и другие укоряют своих товарищей за то, что те не согласны с ними. Нечто подобное претерпели и Иудеи, поскольку они не приняли ни суровости Иоанна, ни снисходительности Христа, и никоим образом не получили пользы. Иоанну как рабу надлежало умертвить плотские страсти путем чрезвычайной строгости, а Христу как свободному - силой божества властно умерщвлять движения плоти и ее врожденный закон, и подвижнические труды тут были не нужны. При этом Иоанн, проповедующий крещение покаяния, явил собой образец для тех, кто должен плакать, а Господь, проповедующий Царство Небесное, надлежащим образом явил Собой отраду и светлость, которыми Он описал верным неизреченную радость и беспечальную жизнь [Царства Небесного]. Ибо свирель есть сладость Царства Небесного, а плач - мучение геенны.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

См. Толкование на Мф. 11:16

Блж. Феофилакт Болгарский

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

См. Толкование на Мф. 11:16

Евфимий Зигабен

и глаголющым: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте

И говорят означенным детям эти товарищи их: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте. Слова эти имеют следующий смысл: мы показали вам не трудный образ жизни, но вы недовольны, и – трудный, но вы опять недовольны. Пискать (играть на свирели) – легко, но плакать (петь плачевные песни) – тяжело. И опять: пляшущий – доволен, если кто-либо играет на свирели, и рыдающему, т.е. плачущему, легче, если кто-либо поет жалобные песни. Затем поясняет сказанное, говоря: прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником(см. Мф. 11:18-19).

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

См. Толкование на Мф. 11:16

Лопухин А.П.

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

(Лк. 7:32 — почти буквально сходно; только έκόφασθε (Матфей) заменено у Луки εκλαύσατε). Смысл стиха следующий: это поколение походит на толпу сердитых детей, которая не делает ничего правильно, — одна половина хочет одного, другая другого. 'Εκόφαστε, когда ударяли себя в грудь, считалось знаком скорби.

Толковая Библия.

Троицкие листки

говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

См. Толкование на Мф. 11:16