Толкования на Мф. 12:20

Свт. Василий Великий

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Вопрос. Что значит «трости надломленной и льна курящегося», и в каком смысле кто нибудь одной «не преломит», и другого «не угасит»?

Ответ. Трость сокрушенная, как полагаю, есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надобно не преломлять и отсекать, но более врачевать, как Господь научил, сказав: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Матф.6, 1); и как заповедует Апостол, говоря: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп.2, 14); и в другом месте: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил.2 3). А «льна курящегося», когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением; и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

См. Толкование на Мф. 12:17

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 20-21 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Даже через это желание молчать о Себе исполняется сказанное Исаией, о пророчестве которого мы теперь напоминаем: Христос возлюблен Богом, и в Нем благоусмотрение Отчей воли, и Дух Божий на Нем, Он возвещает суд язычникам, и трость надломленная не переломлена, и лен курящийся не погас, то есть бренные и измученные тела язычников не сокрушены, но скорее сохранены для спасения, и маленький огонь, как в курящемся льне, не погас, слабый Израиль не был лишен духа древней благодати, поскольку есть возможность достичь полноты света во время раскаяния. Но это предписывается среди установлений определенного времени - доколе не доставит суду победы, то есть уничтожив силу смерти, Он возвратится в Своей славе, будет судить, и язычники верой будут уповать на Его имя.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Что означают слова: Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит?

Кто в подражание Господу относится [к людям] с состраданием, тот не допускает, чтобы надломленный грехом переломился совсем, и если чей-то разум по причине добродетелей окутан дымом тщеславия, он не угашает его, а позволяет питать все то же рвение, пока этот человек не придет к совершенному осознанию. Ведь это же, я думаю, означает и то, что вместе с добрым семенем прорастают и плевелы (Мф. 13:25-30), то есть вместе с добродетелью всходят страсти человекоугодничества и тщеславия. Сеятель душ велит не вырывать плевелы, пока добродетели не окрепнут, дабы желающий выдернуть эти страсти не вырвал вместе с ними и рвение к добродетели.

Вопросы и затруднения.

Прав. Иоанн Кронштадтский

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Льна курящегося не угасит (Ис. 42:3). О, божественная кротость Господа моего! О, долготерпение дивное! Он не погашает, не пресекает нашей жизни, когда видит, что в нашей душе есть хотя задатки покаяния и исправления, когда хотя только есть курение покаяния, начало исправления, а не самый огнь ревности по добродетели. (Кадило означает это внутреннее сердечное курение.) Трости надломленной не переломит. Хотя я слаб в добродетели, как трость, склоняясь во все стороны от противных ветров, но кроткий и долготерпеливый Господь мой еще не преломляет меня, не посекает меня, но долготерпит на мне, ожидая, не утвержусь ли я в добродетели. Слава кротости Твоей, незлобию и долготерпению Твоему, Господи!

Дневник. Том XVI. 27 июля.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 20-21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Тот, кто не простирает руки грешнику и не несет тяготы брата своего, - [тот] сокрушает надломленную трость. А тот, кто в малых сих презирает слабую искру веры, - [тот] угашает курящийся лен. Христос не делал ни того, ни другого, ибо Он пришел для того, чтобы спасти погибшее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 20-21 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит

Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.

доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы

Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Трости сокрушенны не преломит

Тростью назвал иудеев, как вполне бессильных против Божественной и непобедимой Его силы, и не просто тростью, но сокрушенною, для увеличения их бессилия. Говорит, что будучи в состоянии весьма легко сокрушить их, как надломленную трость, Он, однако, не сделает этого, по Своему долготерпению.

и лена внемшася не угасит

Здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев против Спасителя и называет льном курящимся, потому что он легко может быть потушен силою Иисуса Христа, подобно тому, как легко тушит кто-либо курящийся, т.е. воспламенившийся, лен. Под льном в этом месте мы разумеем льняную ткань. Но Он не потушит, чтобы терпеть и терпением показать Свою чрезмерную любовь к нам.

дондеже изведет в победу суд

Пока не доведет до конца Своей правды (победа – это конец, а суд – правда), пока не исполнит Своей правды, пока не представит оправданий, которыми осудит иудеев и отнимет у них всякий бесстыдный предлог. После этого сокрушит их как сосуды горшечника жезлом железным (Пс. 2:9) во время владычества римлян, Веспасиана и Тита, которые осадили и истребили их.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

Трость надломленная (сокрушенная) есть образ крайней слабости, она означает людей бедных, угнетенных, надломленных жизнью или страстями. Трости надломленной не переломит. Это значит, что Господь Иисус Христос не отвергнет, но вразумит, подкрепит, исправит и утешит и таких людей. Лена внемшася (льна курящегося) не угасит. Лен курящийся означает тоже слабость и угнетенность, или – человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства, т. е. не с полным усердием, и еще – человека ослабевшего. Господь и таких людей не отвергнет, но возбудит и поощрит. Дондеже изведет в победу суд (пока не доставит суду победы), т. е. Своим смиренным и кротким образом действий Иисус Христос доставит Своему евангельскому учению победу над всем миром, также – победу на страшном суде, когда будут уничтожены все враждебные Ему силы (1 Кор. 15, 24-28).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

В этом стихе содержится указание на идеальную кротость и любвеобилие Спасителя по отношению ко всем людям, а не к одним только иудеям. Таким именно изображает будущего Избавителя и пророк. Трость надломленная — это всякое сокрушенное, растерзанное сердце, лен курящийся — следы в нем стремления к добру, Богу, покаянное чувство грешника, которое принимается, как бы мало ни было. Вполне понятно, что под тростью надломленною и льном курящимся понимаются люди. Никто не может сказать, что тут не изображаются, так сказать, высшие к ним отношения со стороны Спасителя, не похожие на обыкновенные людские отношения в области “жестокосердия”.

Толковая Библия.

Троицкие листки

трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы

См. Толкование на Мф. 12:15