Толкования на Мф. 13:16

Свт. Иоанн Златоуст

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат

Что грех происходит не от природы, не по необходимости и принуждению, послушай, что говорит Христос апостолам: ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши яко слышат, – разумея под этим зрение и слух не чувственные, но умственные. И апостолы были иудеи, и воспитаны в том же законе, и однако пророчество ни мало не повредило им, потому что хорошо был укреплен в них корень добра, т. е. разум и воля. Теперь, видишь ли, что слова: вам дано есть не означают необходимости? Иначе за что бы называть их блаженными, если бы это доброе дело не зависело от них самих? Не говори того, будто Он учил невразумительно. И иудеи ведь, подобно ученикам, могли приходить и спрашивать Его. Но они не хотели делать этого по своему нерадению и беспечности. И что я говорю: не хотели? Они даже поступали вопреки Ему: не только не веровали, не только не слушали, но и враждовали против Него, и отвращались от Его учения, в чем Господь и обвиняет их словами пророка: тяжко слышаша. Но не таковы были ученики; потому-то и удостоились названия блаженных.

Беседы на Евангелие от Матфея.


«Ваши же блаженны очи, что видят», – опять нужно повторить это изрече­ние. Хотя иудеи видели совершавшееся в то время, но Господь называет блаженным не внешнее зрение, потому что не оно само по себе видит чудеса, а зрение внутреннее. Они видели слепого и говорили: «сей ли есть», не есть сей, – призовем родите­лей его (Ин.9:8–9, 18). Слышишь ли, как они сомневаются? Видишь ли, что телесного зрения недостаточно для созерцания чуда? Те, которые присутствовали и смотрели, говорили: «сей… есть , не есть сей»; а мы, отсутствуя, не говорим: этот – не тот, но: он – тот самый. Убедился ли ты, что отсутствие нисколько не вредит, когда есть очи веры, и присутствие не приносит никакой пользы, когда нет очей веры? Какая была польза иудеям от того, что они видели? Никакой. Мы видим яснее их.

Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Свт. Кирилл Александрийский

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат

Итак, [Христос] ублажает их как услышавших голос Сына и удостоившихся созерцать Его, а через Него и в Нем они духовно видели природу Бога и Отца. Этого были удостоены древние святые, и им во всей полноте было дано наслаждение [духовными] благами.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат

Если бы мы выше не прочитали о слушателях, призываемых к разумению словами Спасителя: Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 13:9), то могли бы подумать, что теперь под ублажаемыми очами и ушами должно понимать плотские очи и уши. Но мне кажется, что блаженны те очи и уши, которые могут познавать таинства Христовы и которые Иисус повелел поднимать в высоту, чтобы они видели побелевшие нивы (Ин. 4:35), и блаженны те уши, о которых говорит Исайя: Господь Бог открыл Мне ухо (Ис. 50:5).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали

Блаженны чувственные глаза апостолов и их уши, но тем более достойны ублажания душевные глаза и уши их, потому что они познали Христа. Ставит их выше пророков, потому что они видели Христа телесно, те же только умом созерцали Его; кроме того, еще и потому, что те не удостоились стольких тайн и такого знания, как эти. В двух отношениях превосходят апостолы пророков, именно в том, что видели Господа телесно, и в том, что более духовно были посвящены в божественные тайны. Итак, Господь объясняет ученикам притчу, говоря следующее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат

– блаженны, потому что право видят и слышат.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 16-17 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали

Разумеются очи и уши, т. е. зрение и слух, не чувственные, а духовные, умственные. Блаженны потому, что вы – не то, что прочие Иудеи, – всем сердцем своим желаете познать истину, веруете в Меня, потому и понимаете, что видите и слышите от Меня. Мнози пророцы и праведницы вожделеша (всем сердцем желали) видети, яже (что вы) видите, и не видеша (и не видели) и прочее, т. е. Мое явление, чудеса, учение: потому что пророки и верхозаветные праведники жили верою во грядущего Мессию, видели Его в видениях и под разными образами, а апостолы видели Иисуса Христа лицом к лицу и слышали Его учение изустно, и, кроме того, лучше, духовнее понимали все божественные тайны.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат

(Лк. 10:23 — в иной связи и измененной форме выражения). Изречение это было, вероятно, повторено. Члены тела здесь вместо лиц, т.е. вместо: вы блаженны, что видите и проч.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат

См. Толкование на Мф. 13:10