Толкования на Мф. 13:22

Свт. Иоанн Златоуст

А посеянный среди терний это тот, который слушает слово, но заботы мира сего и обольщение богатства подавляют слово, и оно бывает без плода

Что и назвал Он тернием? Сказав, что одно семя пало в терние, и изъясняя ученикам, что такое терние, Господь говорит: «печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает». И хорошо заботы века сего уподобил Он тернию: как терние не позволяет всходить семени, – но своею густотою заглушает посев, так и житейские заботы не позволяют приносить плод духовному семени, когда оно положено в душу, а, подобно тернию, заглушают и истребляют его, не позволяя прозябать духовному сеянию. «И лесть богатства», говорит: хорошо приписывает Он и богатству обольщение, потому что оно в самом деле обман. Что пользы в таком множестве талантов, в таком избытке денег? «Да приобретение их, говорят, доставляет много удовольствия!» Какое же удовольствие? Что говорит об удовольствии? Не производит ли это особенно безвременные скорби и разнообразные неприятности? Не говорю уже об угрожающем за это наказании; и в настоящей жизни это дело не может доставить никакого удовольствия, а сопровождается ежедневными тревогами и неприятностями. Не так море воздымается волнами, как такая душа обуревается помыслами и страстями, и ко всем, своим и чужим, питает неприязнь. А если кто лишится хотя некоторой части своего богатства (а много бывает разных случаев, много коварства рабов и притеснения людей властных), вот тогда-то именно увидишь, что жизнь для них становится невыносимой. Каких же слез достойны такие люди, которые стараются все делать вопреки своей пользе и хотят собирать это ко вреду своей души!

Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.

Блж. Иероним Стридонский

А посеянный среди терний это тот, который слушает слово, но заботы мира сего и обольщение богатства подавляют слово, и оно бывает без плода

Мне кажется, что и буквально сказанное Адаму: Среди терний и колючек будешь вкушать хлеб свой (Быт. 3:18) в таинственном смысле обозначает то, что всякий, отдающийся мирским пожеланиям и заботам временным, будет вкушать небесный хлеб и истинное брашно среди терний. Кроме того, Он присовокупил прекрасные (eleganter) слова: Обольщение богатства заглушает слово. В самом деле богатство льстиво: оно обещает одно, а делает другое. Обладание богатствами обманчиво, как они переходят то туда, то сюда, и нетвердым движением или покидают тех, которые их имели, или наполняют тех, у которых их не было. Посему Господь и говорит, что богатые с трудом вступают в Царство Небесное, это потому, что богатства подавляют слово Божие и ослабляют силу добродетелей.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно

Не сказал: «этот век заглушает», но «забота века сего», не «богатство», но «обольщение богатства». Ибо богатство, когда оно бывает раздаваемо бедным, не заглушает, но умножает слово. Под терниями же разумеются заботы и роскошь, потому что они возжигают огонь похоти, равно и геенны. И как терние, будучи остро, впивается в тело и с трудом может быть извлечено оттуда, так и роскошь, если она овладевает душою, впивается в нее и едва может быть искоренена.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

А сеянное в тернии, се есть слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает

А сеянное в тернии, се есть

Посеянное в терниях – это тот, о ком скажем.

слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает

Марк (4:19) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука (8:14) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. Века сего, т.е. этой жизни, так как есть и другой век – будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно

Обольщение богатства душит, как и слово иноверных. Ибо богатые суть лжецы, и нищий праведник сильнее их, нищий словом и знанием, но праведный жизнью. А апостольская забота о всех церквах (2 Кор. 11:28) не есть забота века сего, но ей являются житейские заботы. И все это претерпевает тот, кто не обновил собственную землю, а принял слово беспечно и взрастил тернии, посредством которых земля была проклята из-за преслушания Адама, который услышал: Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3:18), чей конец - сожжение (Евр. 6:8). Они не сеются, но вырастают в человеке сами, заглушая слово Божье из-за порочного произволения. Истинно сведущий разумеет и плодоносит. Если же кто-то кажется разумеющим, не принося при этом плодов, то он не разумеет, а если кажется плодоносящим, не разумея, - он не плодоносен. А слова: в шестьдесят, тридцать и сто крат показывают многообразие добродетели, поскольку не все проявляют равное рвение о добродетели, но одни радеют о ней меньше, другие больше, так что [эта притча] показывает, что [Господь] соразмерно приемлет и тех, и других.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно

Треть семя падает в терние, т. е. в сорную траву (ст. 7). Это семя означает людей, у которых, подобно как пшеницу заглушает сорная трава, заглушает (подавляет) слово забота (печаль) века сего и обольщение (лесть) богатства, т. е. заботы о временных нуждах и благах и особенно обольщение богатством поглощают все внимание и время у этих людей, и не приходится им особенно-то заботиться о душе. Св. Златоуст замечает: «Христос не сказал: век, но забота века, не сказал: богатство, но лесть богатства. Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю; ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами. Почему Господь не сказал о других пороках, например, о вожделении плотском, о тщеславии?» – вопрошает св. Златоуст и отвечает: «Сказав: печаль века сего и лесть богатства, Он все сказал, потому что и тщеславие, и все другое есть дело века сего и лесть богатства».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно

(Мк. 4:18; Лк. 8:14). По Иоанну Златоусту, “Спаситель не сказал: век, но: но забота века сего; не сказал: богатство, но: обольщение богатства. Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь и не обольщаться им, — и в веке этом жить и не подавляться заботами”. Под “заботой века сего” следует разуметь обычные людские хлопоты и заботы в их борьбе за существование, которые отличаются разным характером и ведутся при помощи различных средств в различные века. Для ἀπάτη ср. 2 Фес. 2:10; Евр. 3:13.

Толковая Библия.

Троицкие листки

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно

См. Толкование на Мф. 13:10