Толкования на Мф. 13:30

Свт. Иоанн Златоуст

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

См. Толкование на Мф. 13:24

Свт. Хроматий Аквилейский

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

Но когда рабы отца семейства, то есть апостолы, сказали Господу, что отделят плевелы от пшеницы, Он оставил расти то и другое до поры, то есть до скончания мира. Он очевидно указывает, что в это время пошлет жнецов, то есть ангелов, чтобы они отделили пшеницу от плевел, то есть выбрали святых из среды неправедных и поместили праведников в Царство Небесное, как пшеницу в амбары, а неправедных и грешников предали огню геенны, как плевелы. Господь указывает, что там постоянно будет плач и зубовный скрежет: Там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:42). Когда же Господь говорит, что там плач и скрежет зубов, то, несомненно, указывает на будущее воскресение не только души, как хотели бы некоторые еретики, но и тела. Ибо плакать глазами и скрежетать зубами - это наказание, присущее именно телу. Поэтому из этих слов Господа можно понять, сколь велико заблуждение разных еретиков, не верящих в будущее телесное воскресение.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

Это совершенно гармонирует с тем, что Господь говорит в иной притче; именно: «Вшед царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена в одеяние брачное: и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяние брачное? – он же умолча. Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф.22:11–13). Ибо как там вместе с добрыми семенами были и плевелы, так здесь вместе с одеянными в добрые дела, как бы в брачную одежду, совозлежал несший на себе запятненную и позорную одежду греха; и как там Господь заповедует сначала собрать плевелы, и потом бросить их в оный огонь, так и здесь, говоря сначала: «связавше ему руки и ноги», затем говорит: «бросьте во тьму внешнюю»; и присовокупил то, что и там сказал, именно, что: «там будет плач и скрежет зубов», – потому что тьма внешняя является тем же самым, что и геенна огненная. Но почему это мрачное место называется местом не внутренней, но внешней тьмы? – Светом невечерним и истинным и присносущным, в котором ныне находятся духи праведных, а тогда Святые будут находиться и вместе со своими телами, – является Бог: потому что Он – Солнце Правды; но и теперь живущие в нечистоте и неправде находятся вне Этого Солнца и испускаемого Им света, но здесь они имеют надежду на покаяние, и живут, наслаждаясь ныне чувственным светом и имеют утешение, которое доставляют иные творения Божии, как это человеколюбиво допускает Бог и великодушно ожидает их исправления. Но те, кто не покаялись здесь, тогда лишившись Божиего терпения и милосердия Его к ним и того наслаждения, которое имели от чувственных творений Божиих, и таким образом еще более став далекими от Бога и самой надежды лишившись, будут преданы вечной муке.

Итак, сущие ныне вне оного истинного Света, еще более вне его, как мы сказали, будут тогда, и будут преданы тьме, находящейся вне оного Света, и безутешной скорби и тесноте, как и Апостол говорит: «Благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» (Рим.2:4–5). Пред гневом же Божиим кто постоит? Кто выдержит тогда испытание и оный стыд, который Господь нам показал в Евангелии чрез притчу, говоря оному, который как бы был облечен в безобразную одежду греха: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде, не в благодатном наряде добродетели?» Но тот молчал, не смея раскрыть рта. Кто выдержит вынесенный с гневом Божий приговор и ревностный порыв Ангелов привести его в исполнение, схватывающих осужденного из среды праведников и отделяющих его, как плевелы от пшеницы, и немилосердно связывающих и бросающих, увы, в геенну! Кто вынесет кромешный и на веки безпросветный оный мрак, непрестанное и безутешное, вследствие весьма сильного плача, смятение, и скрежет и щелкание зубов? непрестанное и невыносимое страдание от жжения неугасающего огня? какой же это оный огонь, который касается и тел и душ, как находящихся в телах, так и сущих без тела, терзая их и вместе с тем удерживая их в безсмертии? огонь, которым и наш (земной) огонь разрушится, как написано: «Стихии же сжигаеми разорятся» (2Пет.3:10). Какое же великое прибавление к страданию заключается в том, что оно не предвидит освобождения? Что сказать о том, чтоб даже не видеть той бездны зла, в которую повержены, потому что тот огонь не светит! Эта же жатва является тем же, что и оное гумно, которое Христос очистит, имея в руках лопату для веяния, как явил Предтеча Его и Креститель, – и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.3:12): ибо лопатой, сущей в руках Христовых, Креститель назвал Ангельские Силы; лопата же это – веялка (для очищения зерна). Итак, как она, будучи в руках земледельца, движется туда и как бы пожелал это земледелец, так и Ангелы, будучи в руках и во власти Господа нашего Иисуса Христа, движутся куда бы и как Он пожелал бы это и исполняют Его волю. Но то, что в оной жатве Он назвал «полем», здесь Предтеча назвал «гумном»: потому что на гумне происходит распределение всего собранного на поле. То что там Он представил как выбирание плевелов, здесь (Предтеча) назвал очищением гумна. Здесь плевелы он назвал «соломой», ибо и плевелы, как легкие и не заключающие в себе плода, ветер уносит вместе с соломой. Но возможно, что здесь под выражением «солома» имеется ввиду и нечто большее, потому что не только те, которые являются вредными для добрых соседей, как плевелы для тех колосьев пшеницы, с которыми смешались корнями, но – и те, которые хотя и не вредны для других, но не устойчивы и вследствие своего безплодия сами по себе безплодны, – также достойны суть огня. Там, вот, – «пещь огненная», а здесь – «огнем неугасаемым» он назвал, показывая, что нескончаемым является оное будущее и пребывающее мучение (или «наказание») для тех, которые, вследствие бездеятельности в совершении добродетели и вследствие страстной и греховной жизни уподобились соломе и плевелам.

Омилия 27, произнесенная во время жатвы.

Свт. Лука Крымский

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

См. Толкование на Мф. 13:24

Свт. Филарет (Дроздов)

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

Правда, плевелы, кажется, иногда слишком тучнеют и чрезмерно теснят пшеницу: но не будем обманываться пустою наружностию; не будем завидовать тучности, которая скоро будет тучною пищею огня. Сколь прискорбно для плоти слышать, что царство Христово не есть от мира сего, столь низко было бы ревновать лукавнующему миру сему. Он не царствует, но рабствует. Если исключить от него тех, которые всем его званиям предпочитают звание христианина, то в нем останутся одни рабы, – рабы честолюбия, рабы злата, рабы чрева, рабы сладострастия, и все вместе, рабы самолюбия. От чего иначе все они так спешат переходить от приобретения к приобретению, от удовольствия к удовольствию, от чести к чести, если не от того, что каждый в настоящем его состоянии слишком чувствует свое рабство?

375. Слово в день Благовещения (Говорено бакалавром богословия иеромонахом Филаретом в Александроневской лавре; напечатано отдельно.) 1810 г.

Прп. Максим Исповедник

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

См. Толкование на Мф. 12:20

Прав. Иоанн Кронштадтский

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

Я должен быть непременно пшеницею, потому что на то я родился, на то и все рождаются. На что плевелы домовладыке – Господу нашему? Они только в печь годны. Но если я – грешник, то я – плевелы. Дай Бог быть мне пшеницею!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

А слова: Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы - предоставляют простор для покаяния и убеждают нас не отсекать брата с поспешностью, ибо может случиться, что он, ныне развращенный вредным учением, завтра опомнится и начнет защищать истину. Также и следующие слова: Оставьте расти вместе то и другое до жатвы, казалось бы, противоречат заповеди: Удалите зло из среды вашей (Втор. 13:5), и повелению не иметь никакого общения с теми, которые носят имя братьев, но являются блудниками и прелюбодеями. Ибо если запрещается искоренение плевел и следует проявлять терпение вплоть до жатвы, то каким образом они должны быть извергнуты из нашей среды? Между пшеницей и плевелами, которые мы называем сорной травой, пока она еще трава и ее стебель не превратился в колос, великое сходство, и для того, чтобы отличить одну от другой, признаков либо вовсе нет, либо их можно заметить с большим трудом. Поэтому Господь предупреждает нас, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда возникает некое сомнение, но оставляли окончательное решение Богу, Который и есть Судия, чтобы при наступлении судного дня Он извергнул из собрания святых не подозреваемого в преступлении, но очевидного виновника. А Его слова о том, что снопы плевел предаются огню, пшеница же собирается в житницу, показывают, что все еретики и лицемеры в вере должны быть сожжены огнем геенны, а святые, именуемые пшеницей, принимаются в житницы, то есть в небесные обители.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 13:24

Блж. Феофилакт Болгарский

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

См. Толкование на Мф. 13:24

Ориген

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

При конце всех вещей, который называется кончиной века, надлежит быть жатве, когда предназначенные для этого ангелы Божьи соберут приросшие к душе дурные суждения и предадут их истреблению, уничтожив огнем, о котором сказано, что он будет жечь. Так ангелы и служители Слова соберут из всего Царства Христова все находящиеся в душе соблазны и творящие беззаконие помыслы, истребляя которые, бросят в горящую огненную печь. Там те, кто почувствовал, что по вине сна приняли в себя семена лукавого, восплачут и словно бы разгневаются на самих себя. Это и есть скрежет зубов (Мф. 13:42), почему и в псалмах сказано скрежетали на меня зубами своими (Пс. 34:16). Тогда праведники воссияют уже не различно, как в начале, а все - как одно солнце в Царстве Отца их. Объясняя все это как тайну - возможно, посредством всего, сказанного в притче, а вероятнее, посредством слов: Тогда праведники воссияют, как солнце; в Царстве Отца их (Мф. 13:43) - Спаситель прибавляет: Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13:43). Этим Он научает тех, кто думает, что в словах притчи все изложено яснейшим образом и ее может понять всякий, что даже то, что [относится] к ее изложению, нуждается в ясности.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

оставите расти обое купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою

Оставите расти обое купно до жатвы

и тот, и другой род людей. Жатвой называет кончину мира. Повелевает, чтобы они позволили и тем, и другим людям жить, возрастая и увеличиваясь в числе до конца мира, так как вероятно, что до того времени многие из еретиков обратятся. Однако не должно вследствие этого смешиваться с еретиками; мир этот обширный, и они должны жить сами по себе, не уничтожаться, а отделиться, чтобы своим учением не портить пшеницы Сеявшего.

и во время жатвы реку жителем

Жателями называет Ангелов.

соберите первее плевелы

Срежьте серпом смерти плевелы, которые найдутся тогда. Почему же прежде? Чтобы живущие тогда правоверующие, будучи пожинаемы вместе с еретиками, не ожидали какого-либо зла.

и свяжите их в снопы

Свяжите их друг с другом. Слова эти показывают, что соучаствующие в каком-либо грехе понесут и общее наказание, и вместе подвергнутся мщению.

яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою

Подобным же образом и Креститель угрожал саддукеям и фарисеям (в третьей главе), говоря о Христе, что Он соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим. Найди там, что называет сожжением и плевелами; излишне было бы раз истолкованное вторично толковать таким же образом.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

См. Толкование на Мф. 13:29

Лопухин А.П.

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

См. Толкование на Мф. 13:26

Троицкие листки

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою

См. Толкование на Мф. 13:24