Толкования на Мф. 13:43

Свт. Иоанн Златоуст

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 13:37

Свт. Григорий Палама

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Почему же Он не сказал: «в царстве Божием», но – «в царстве Отца их»? – Для того, чтобы показать, что сначала человек должен стать сыном Божиим и достойным назвать Бога Отцем, и тогда справедливо становится затем наследником царства Его. Каким же образом человек становится сыном Божиим? – Уподоблением в делах; почему и Господь говорит в ответ Иудеям, говорящим, что «мы дети Авраама»: – «Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин. 8:39). И когда те в ответ сказали: «Мы единаго Отца имамы – Бога» (Ин. 8:41), то Он сказал им: «Аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене: Аз бо от Бога изыдох, и приидох» (Ин. 8:42); «вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити» (Ин. 8:44).

Омилия 27, произнесенная во время жатвы.


Какое солнце? Конечно же то, которое тогда явится и ныне является достойным. Не ясно ли, что они приобретают саму энергию Солнца праведности? Недаром через них совершаются различные божественные знамения и передача Святого Духа. «Ибо», читаем, «как сей околоземной воздух, поднятый силою ветра, становится световидным под действием прозрачной чистоты эфира, так и отринувший замутненную и помраченную здешнюю жизнь человеческий ум, сделавшись благодаря чудотворной силе духа световидным и срастворившись с истинной и возвышенной чистотой, неким образом прозрачнеет и сам, пронизанный ее лучами, становится светом по обетованию Господа, возвестившего, что святые воссияют как солнце». Это, мы видим, происходит и на земле с зеркалом или водою: восприняв солнечный луч, они посылают от себя другой луч. Если оставим земной мрак, то либо подымемся ввысь и станем световидными, приблизившись к истинному Христову свету, либо истинный свет, светящий во тьме, снизойдет на нас и мы станем светом, как Господь говорит ученикам (Мф.5:14). Так боготворящий дар Духа есть несказанный свет и делает божественным светом обогатившихся им, не только наполняя их вечным светом, но и даруя им благодать знания и богодостойной жизни. Так Павел, по божественному Максиму, жил уже не тварной жизнью, но вечной жизнью Вселившегося (Гал.2:20); так пророки созерцали воочию никогда не бывшее; так увидел Бога всякий, кто воззрел на Него не через иноприродное, но через природный символ, – а неприродным символом Бога я называю тот, который и сам по себе в отдельности есть символ, видится или слышится чувством как таковым и воздействует через воздух, тогда как если око, видя нечто, видит не как око, но словно раскрывшись действием Духа, оно видит Бога не в иноприродном символе, почему мы и говорим тогда о «сверхчувственном чувстве».

Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада III, 1.

Прп. Симеон Новый Богослов

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

О каком другом времени говорит сие Он, если не о времени второго пришествия Своего? И о каком другом солнце, если не о Себе самом, именуемом Солнцем правды, воссиявающем и сияющем во святых Своих? Это же явно говорит и Иоанн, наперсник Господень: возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем (1Ин.3:2). И Апостол Павел: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых (1Кор.13:12).

Слова (Слово 45-е).

Прав. Иоанн Кронштадтский

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Как противоположна участь праведников участи грешников после всеобщего Суда. Одни просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а другие – во тьме кромешной будут вечно плакать и скрежетать зубами от страшных мучений и в гневе на себя самих (Мф. 13:42)!

Дневник. Том I. 1856.


Высокое существо — человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное. Если в состоянии падения он способен к многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории, и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства? Но более всего в нем заслуживает внимания, удивления, благоговения, благодарности всесердечной то, что он может уподобляться своему Создателю — Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного! Господь, предвидя эту славу верных и избранных Своих, говорит: тогда, во второе пришествие, праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.

Дневник. Том XVI. 11-е октября 1871 года.

Блж. Иероним Стридонский

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. [или: своего] Кто имеет уши слышать, да слышит

В настоящей жизни свет святых сияет перед лицом людей, а после кончины мира праведники просияют, как солнце, в Царстве Отца своего.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд, поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут сиять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо они будут, как боги.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 13:37

Евфимий Зигабен

тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. Имеяй ушы слышати да слышит

тогда праведницы, просветятся яко солнце в Царствии Отца их

В самом деле, – так как сияние Божие будет тогда окружать их, то и сами они преобразуются и сделаются как бы богоподобными, а следовательно, будут блистать светлее солнца. Почему Он говорит: яко солнце? Потому что нужно было воспользоваться известным им примером; но им ничего не было известно блистательнее солнца.

Имеяй ушы слышати да слышит

Это часто присоединяет в заключение, чтобы побудить их быть проницательнее.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 13:40

Лопухин А.П.

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

Объясняя это место, Феофилакт говорит: “так как солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда, подобно Христу, ибо они будут как боги”. Некоторые еретики делали из слов Христа странные выводы и думали, что в воскресении тело наше преобразуется в шар и будет похоже на солнечное тело. Такое мнение разделял Ориген. Но здесь не говорится о том, что праведники сделаются солнцами, а только, что они просветятся, как солнце. Имеется ввиду, конечно, духовный свет. Пророчество относится к будущему, и потому истолковывать его в каком-либо точно определенном виде было бы преждевременно.

Толковая Библия.

Троицкие листки

тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 13:36