Толкования на Мф. 14:21

Свт. Иоанн Златоуст

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

См. Толкование на Мф. 14:19

Свт. Иларий Пиктавийский

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Здесь обнаруживается то же количество вкушающих, какое затем будет указано в отношении поверивших: как следует из Книги Деяний, среди бессчетного народа Израиля уверовало пять тысяч человек. Люди насыщались, когда брали разломанные на куски хлебы и рыбу; но и осталось достаточно - так, чтобы подойти и к числу верующих, и к числу апостолов, которым предстояло исполниться небесной благодати. Количество соответствует числу, а число количеству. В своих пределах такое исчисление имело собственный смысл и направлялось Божественной силой.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

См. Толкование на Мф. 14:19

Свт. Николай Сербский

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

См. Толкование на Мф. 14:20

Блж. Иероним Стридонский

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Соответственно числу [вкушаемых] пяти хлебов и количество вкушавших людей было пять тысяч. Действительно, число их еще не достигло до седмеричного числа [хлебов], - как сообщается в другом месте повествования, - вкушавших которое было четыре тысячи (Мф. 15:38; 16:10), сближаемые [таинственно] с четырьмя Евангелистами. А вкушало пять тысяч таких мужей, которые возросли в мужа совершенного и следовали за Тем, о Котором говорит Захария: Вот Муж, - Восток имя Его (Зах. 6:12). А женщины и дети, или пол слабый и возраст младший, не достойны исчисления. Поэтому же и в Книге Чисел, - когда бы ни описывались священники и левиты, войско или множество сражающихся, - без указания числа остаются рабы, женщины, малолетние и незнатный народ.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

См. Толкование на Мф. 14:19

Евфимий Зигабен

ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей

Это – и увеличение чуда, и похвала народам, что они присутствовали с женами и детьми. Если со всем домом следовали, то всем домом и наслаждались благодеянием.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

А с женщинами и детьми было, вероятно, около или более 10-ти тысяч. Это чудо произвело особенно сильное впечатление на свидетелей его, так что, как пишет евангелист Иоанн, они признали Христа за Мессию и хотели нечаянно взять Его и сделать царем (6 гл. 14 и 15 ст.). «Чудо насыщения пятью хлебами, – пишет один из духовных писателей, – не преобразовало ли чуда таинства св. причащения, в котором под видом хлеба и вина Иисус Христос, Агнец Божий, по выражению церкви, раздробляется, но не разделяется, и всегда ядомый, николиже иждивается, но пребывая непрерывно в церкви, освящает причащающихся? Равным образом оно не научает ли нас не предаваться отчаянию в самых тесных обстоятельствах жизни, но возлагать всю свою надежду на Бога, который не только сверхъестественною силою, но и самыми обыкновенными средствами силен избавить человека от постигших его бедствий?» (Воскр. чт. XIX г.).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

(Мк. 6:44; Лк. 9:14; Ин. 6:10). Лука и Иоанн сказали об этом раньше. У Марка просто около пяти тысяч мужей; у Матфея около пяти тысяч человек (мужей, άνδρες), кроме женщин и детей. Ориген эту речь Матфея считает «двусмысленной» (άμφίβολον), потому что неизвестно, было ли при насыщении только пять тысяч мужей, и не было ни одной женщины, и ни одного дитяти; или же, что пять тысяч мужей было, не считая женщин и детей. (Судя по тому, что Матфей был мытарем, и учет и счет были его основной обязанностью — видимо его сведения вызывают больше доверия. Прим. ред.) Некоторые, по Оригену, так и толковали это место, что ни женщин, ни детей совсем не было при умножении пяти хлебов и двух рыб. Но если женщин и детей совсем не было, то зачем нужно было евангелисту присоединять эту прибавку? Он мог бы выразиться так же, как и другие евангелисты, которые ни о женщинах, ни о детях не упоминают. Нельзя согласиться с мнением, что у Матфея — преувеличение, потому что чудо само по себе не представляется еще более великим, если среди собравшихся мужчин были еще женщины и дети. Что последние были, это Цан считает “самопонятным,” потому что при таком большом числе мужчин, которые собрались преимущественно для того, чтобы получить исцеление, могли находиться и женщины, и дети. Сосчитаны были только мужчины. Женщин и детей было, вероятно, немного, и на них не обратили внимания при счете.

Толковая Библия.

Троицкие листки

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

См. Толкование на Мф. 14:14