Толкования на Мф. 14:25

Свт. Иоанн Златоуст

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

См. Толкование на Мф. 14:23

Свт. Иларий Пиктавийский

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

Между тем учеников терзает ветер и шторм: так терзают их неустройства мира, противостояние нечистому духу. Но в четвертую стражу приходит Господь, и в четвертый раз Он вернется к заблудшей и потерпевшей кораблекрушение Церкви. В четвертую стражу ночи открывается полнота Его заботы. Первая стража была временем закона, вторая - пророков, третья - Его воплощения, а четвертая - время Его возвращения в сиянии славы. Но тогда Он найдет Церковь обессиленной, захваченной духом антихриста и страстями века сего. Придет же Он к безутешным и страдающим. А поскольку, как и следует ожидать от антихриста, они будут подвергаться всевозможным искушениям, то даже в приход Господа их будут устрашать лжевидения и наползающие на глаза лжеобразы. Но благой Господь тут же скажет: «Это Я», - и рассеет страх. Он рассеет страх неминуемого кораблекрушения их верой в Его приход.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

Кто еще мог идти по воде, как не Создатель вселенной? Конечно, Тот, о Ком задолго до того Дух Святой говорил через Иова: Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря (Иов. 9:8). Соломон говорил о Нем от лица Премудрости: Я поставила скинию на высоте, и престол мой - в столпе облачном; я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны (Сир. 24:4-5). Подобно и Давид говорил в псалме: Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих (Пс. 76:20). О том же свидетельствовал и Аввакум: Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои (Авв. 3:10). Что яснее этих свидетельств, что явнее их? Они говорят о Том, Кто ходит по воде так же, как по земле, - единородный Сын Божий, Который давным-давно по воле Отца распростер небеса, а во времена Моисея в огненном столпе указывал путь народу.

…Давайте обратимся к значению этой четвертой стражи, в которую Господь приходит к Своим ученикам, захваченным штормом. Первая стража ночи - то есть нынешнего мира - продолжается от Адама до Ноя, вторая стража - от Ноя до Моисея, через которого был дан закон. Третья стража продолжалась от Моисея вплоть до прихода Господа и Спасителя. В эти три стражи Господь, еще до Своего воплощения, через вечно бодрствующих ангелов Своих хранил станы святых Своих от козней врагов, то есть дьявола и его ангелов, которые от начала мира плели заговор против спасения праведных. В первую стражу защита дается Авелю, Сифу, Еносу, Еноху, Мафусалу и Ною. Во вторую стражу - Аврааму, Мелхиседеку, Исааку, Иакову и Иосифу. В третью стражу - Моисею, Аарону, Иисусу, сыну Навину, а затем и другим праведникам и пророкам. Четвертая стража знаменует время, когда Сын Божий родился во плоти и принял страдания, время, в которое Он обещает ученикам Своим и Церкви Своей вечно взирать на них по воскресении: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20).

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Ст. 25-27 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь

Т.е. это было после 9-го часа ночи: потому что ночные стражи имеют обыкновение ночное время разделять на 4 части, согласно сменам, так что с началом 10-го часа ночи начиналась и 4-я стража. Он допустил им так долго подвергнуться буре для того, чтобы приучить их к терпению и сделать способными к перенесению тягот. Но и после сего явившись им, допустил, чтобы Его приняли за привидение и настолько испугались, что от страха закричали, хотя Он пришел, чтобы их спасти. Видишь, что Он поступил таким же образом и с древним Израилем: потому что когда морю предстояло чудесным образом разделиться для них и предоставить им путь ко спасению, тогда они видели себя дошедшими до крайности, теснимые неизбежной гибелью, вследствие окружения врагов. И теперь во время Его присутствия, у освобождающихся от овладевших ими бесами, освобождению предшествует великое смятение; так, не только прекрасными были Его благодеяния, но и прочно жили в памяти облагодетельствованных. Являет же Себя им, призывающим в буре сей, несомненно, Бога всего, показывая, что Он есть Бог над всем, простирающий руку помощи призывающим Его. Шествует же по волнам бушующего моря, ясно являя, что Он – Тот, Который, согласно пророчеству, шествует по морю, как по суше; Кому и Давид пророчески говорит: «В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих» (Пс.76:20); и: – «Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши» (Пс.88:10); – именно как Он позднее и сделал. Потому что когда Он увидел, что они перепуганы, так как не узнали Его, Он немедленно заговорил с ними, так чтобы они узнали Его на основании самого голоса Его, говоря: «Аз есмь, не бойтеся». – Я есмь и Бог присносущный, и человек, ради вас в последние времена ставший им, Которого видят и слышат и Которому все возможно; посему и в плоти Я шествую по волнам, что и другим могу дать; – потому что когда Петр сказал Ему: «Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе» (Мф.14:28), – Он повелел, и так и было. Но возведем наше слово к сказанному нами выше сравнению, когда, поясняя, мы сказали, что когда Апостолы были посланы в житейское море народов, тогда Господь восшел, как бы на гору, – на высоту небесную, и; там всегда приносит за нас молитвы, как ставший Первосвященником о нас и вошедший во внутреннейшее за завесой, для умилостивления за грехи народа, как это говорит Апостол.

Итак, Ученики, будучи посланы пересечь море, т.е. победить и одолеть искушающих, не победили окончательно: ибо враг энергичен и народы бешенствуют против Церкви Христовой. В четвертую же стражу ночи, т.е. – после естественного закона, после писанного Закона, после Первого Пришествия Господня и в нем закона благодати, непременно будет Второе Пришествие Христово, которое прекрасно сравнено с четвертою стражею ночи, в которую приидет Господь, попирая и упраздняя и покоряя всякое начало и власть и силу: ибо Ему долженствует явно упразднить и попрать волны, страшно восстающие на Церковь Его. Ибо вы помните, что под «волнами», движимыми и возбуждаемыми противным ветром, слово таинственно обозначало князей мира сего; а дабы нами прочее рассмотреть, я частично пропускаю то, что происходило в промежутке.

Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.

Свт. Николай Сербский

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

См. Толкование на Мф. 14:24

Прп. Нил Синайский

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, который премудро устраивает дело твое. И смотри: не в первую, не во вторую и не в третью, но «в четвертую стражу» (Мф. 14:25) минующей уже ночи, предстает Господь страждущим от бури, волн и безмерного страха. Когда же соблаговолит Он приблизиться к кораблю твоему и взойти в него, немедленно настанут для тебя тишина, мир, радость, веселие. Только ты не охлаждай в себе прекрасного чаяния и неослабно возводи взор ко Христу. При наступлении искушений и среди испытания не убивай в себе благой надежды, но надейся.

Письма на разные темы. Монаху Анастасию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

Да, нельзя, видя это чудо, не возгласить Иисусу Христу: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14:33). Ходить по воде такими же ногами, как наши, и с таким же совершенно телом, какое у нас, можно только Богу, для Которого, как Творца, никакая тварь не может служить преградою на пути, которым Он идет. Даже странно было бы представить, что, например, воздух, или огонь, или вода, или земля как-нибудь могут Ему воспрепятствовать, потому что вся тварь может только служить Ему, как ее Художнику, Давшему ей не только форму и пространство, но и самые начала и сущность. Бездны мира для Него – также ничто. Он в одно мгновение – везде как Творец, Он бесконечно больше и выше их.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

Расстановка солдат и военные караулы разделяются тремя промежутками часов. Таким образом, когда он говорит, что Господь явился им тогда, когда наступила четвертая ночная стража, то показывает, что они находились в страхе в течение всей ночи и что помощь будет подана им в самую последнюю часть ночи и в конце мира.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25-27 В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь: это Я, не бойтесь

Не тотчас явился пред ними с целью укротить бурю, научая не скоро просить об удалении бед и переносить их мужественно, но около четвертой стражи, ибо на четыре части разделялась ночь у воинов, стерегущих поочередно, так что каждая стража продолжалась три часа. Итак, Господь явился после девятого часа ночи, идя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, ввиду необыкновенности и странности дела, подумали, что пред ними привидение, ибо не узнали Его по виду как по тому, что была ночь, так и по причине страха. Господь же прежде всего ободряет их, говоря: «это Я», Который все может, «не бойтесь».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

В четвертую же стражу нощи иде к ним Иисус, ходя по морю

Марк (6:48) сказал, что Он увидел их бедствующих в плавании, а Иоанн (6:19) – что они проплыли около двадцати пяти или тридцати стадий. Стадия – это пространство во сто саженей. Четвертою стражею ночи древние ночные стражи в лагерях называли четвертую часть ночи, или последние три часа. А допустил Христос, чтобы ученики до того времени находились в опасности от волн, научая нас быть мужественными в опасностях, которые премудро посылаются нам, и не требовать скорого освобождения; равным образом, и для того, чтобы, имея пред глазами смерть и избавившись от нее чудесно, ученики признали, что спасший их есть Бог. До сих пор они не имели еще полной уверенности в этом. Поэтому после избавления они поклонились Иисусу Христу, говоря: воистину Божий Сын еси (см. Мф. 14:33).

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

Что такое за время четвертая стража ночи, когда Иисус Христос шел по морю к ученикам? Это счет ночного времени римлян, так как иудеи, когда Иисус Христос жил на земле, были под их властью, – счет по смене воинов, стоявших на страже. Каждая стража или смена происходила после 3-х часов. Первая, по нашему исчислению, была с 6-ти часов по полудни до 9-ти, вторая с 9-ти до 12, третья с 12 до З-х по полуночи, четвертая с 3 до 6-ти утра. Следовательно после 3-х часов по полуночи, на рассвете, Иисус Христос пришел к ученикам.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.


Что это за время четвертая стража ночи? Во времена Иисуса Христа у Иудеев, по примеру Римлян, под властью коих находились они, ночь разделялась на четыре части, называвшиеся стражами, по три часа в каждой страже: первая стража от 6-ти до 9-ти часов, вторая от 9-ти до 12-ти и т. д. Таким образом, четвертая стража – это время пред утром, от 3-x до 6-ти часов. Название этих 4-x частей ночи стражами произошло от обычая ставить во время войны в городах и лагерях сторожевых солдат на три часа времени.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

См. Толкование на Мф. 14:24

Троицкие листки

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю

См. Толкование на Мф. 14:22