Толкования на Мф. 18:3

Свт. Василий Великий

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Вопрос. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям?

Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 18:2

Свт. Лука Крымский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 18:1

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних. Отвлекая от самомнения, самонадеянности, от уничижения и осуждения ближних, от состояния мужей к состоянию младенцев, Бог попускает рабам Своим познать опытно немощь и повреждение падением естества человеческого. Самонадеянность и самомнение столько чужды христианству, столько противны и враждебны Святому Духу, что Господь заповедал обращение из них наравне с обращением из идолопоклонства и из распутной жизни. Аминь глаголю вам, сказал Он, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное.

Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное.


Спаситель мира повелел тем, которые хотят войти в Царство Небесное, быть, как дети, простыми, незлобивыми, нелюбопытными, верующими, научающимися, скоро раскаивающимися в проступках. Последуйте этому совету Господа: – в свое время ощутите блаженное обновление, укрепление души Вашей. Оно будет совершаться постепенно, неприметно… Внезапно человек увидит себя измененным, – и прославит Всеблагаго Всемогущаго Бога.

Письма к мирянам. Письмо 188.

Прп. Георгий Задонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

См. Толкование Мф. 18:1

Прп. Исидор Пелусиот

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, как, подобно Никодиму, думаешь ты, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает Он видеть самим образом выражения, ибо не сказал: «если не будете детьми», но сказал: яко дети, присовокуплением яко означая подражание детям.

Письма. Книга I.

Прп. Иустин (Попович)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Дети — это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, то мы давно уже пришли бы в Божие Царство. Но не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники (букв. «книго-еды», «книго-пожиратели». — Примеч. пер.) и буквоеды. Если бы не было детей, то нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы… Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал. И отсюда: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

Подвижнические и богословские главы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

От христиан требуется детская простота и совершенное доверие к делам Божиим — благостным, премудрым, непостижимым и спасительным, например к Тайне Причащения Тела и Крови Христовых, претворяемых Духом Святым из хлеба и вина. Между тем лукавый, гордый разум человеческий и лукавое сердце не верят тому, говоря, подобно неверным иудеям: …как Он может дать нам есть Плоть Свою (Ин. 6:52)? Так и ныне многие ученые не верят Тайне Причащения во главе со Львом Толстым. Вспомним слова Спасителя: …славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25).

Живое слово мудрости духовной.

Блж. Иероним Стридонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 18:2

Блж. Феофилакт Болгарский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 18:2

Евфимий Зигабен

и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное

Вы спрашиваете Меня о первенстве в Царстве Небесном; а Я говорю вам, что если вы не обратитесь от лукавства к незлобию, и не сделаетесь невинными, как дети, совсем не войдете в него. Дитя – просто, беззаботно, не тщеславно, скромно, оно не имеет зависти, ревности, желания первенствовать, и вообще свободно от всяких страстей собственной воли, не вследствие подвига, но вследствие природной простоты. Итак, если кто укротит страсти своей воли, тот будет – как дитя, приобретая подвигом то, что дети имеют по природной своей чистоте.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Пусть будет дано и другое объяснение, помимо приведенного более простого, либо ради научения, либо ради упражнения. Давайте рассмотрим, какое дитя, призвав, Иисус поставил посреди учеников. Смотри, можешь ли ты сказать, что дитя, которое призвал Иисус, это Святой Дух, смиривший Себя, призванный Спасителем и поставленный посреди учеников Иисуса как вождь? Или же Он хочет, дабы мы, отвратившись от всего остального, обратились к примерам, данным Святым Духом, чтобы мы стали как дети, то есть апостолы, обращенные и уподобленные Святому Духу. Этих детей дал Спасителю Бог, как сказано у Исайи: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8:18). И нельзя войти в Царство Небесное, не отвратившись от мирских дел и не уподобившись детям, носителям Святого Духа. Этот Святой Дух, сошедший на людей от собственного совершенства, Иисус призвал и поставил, как дитя, посреди учеников.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Аще (если) не обратитеся и пр. Мое царство совсем не такое, каковы земные царства и каковым вы представляете его, как бы так отвечал апостолам Иисус Христос. Для вступления в Мое царство недостаточно только того, чтобы считаться Моим учеником, а для этого требуются особенные условия: это обращение и детство. Обратиться — это значит изменить свои ложные мысли о царстве Мессии, отказаться от чувственных ожиданий относительно сего царства, усвоить себе истинные понятия об этом царстве и оставить тщеславные надежды на места в царстве Мессии, — словом, обратиться от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию. Детство — это уподобление детям, которые обыкновенно бывают чужды гордости и тщеславия, зависти и сварливости и всех подобных сим страстей; а, напротив, украшены многими добродетелями, как то: простосердечием, незлобием, смирением, нравственною чистотою, и которые ни одною из этих добродетелей не гордятся. «Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последним не гордится» (Златоуст). Не войдете (внидите) в царство небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства не небе. «Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, — говорит св. Златоуст, — то, как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

(Мк. 9:36; Лк. 9:48). Совпадение здесь заключается у синоптиков только в двух словах (Мф: καί είπεν; Марк и Лука: είπεν αύτοΐγς). Дальнейшие слова Спасителя у Матфея Марк и Лука пропускают. Слова, помещенные Мк. 10:15 и совершенно сходные с ними Лк. 18:17, сказаны были в другое время и по другому поводу.

Справедливо замечают, что если в предыдущих отделах Евангелия Матфея речь шла об отношении собиравшихся ко Христу людей к иудейскому народу вообще и к общественному богослужению, то дальнейшие наставления до 20:28 касаются внутренней жизни основанного Христом общества. В словах Христа, обращенных к ученикам, очевидно, дается им, как взрослым людям, наставление и нравоучение оставлять свои прежние помыслы, расположения и стремления (στραφητε, некоторые считают = μετανοητε = покайтесь) и уподобляться детям. Но что такое значит — уподобляться детям, походить на детей? Что должны делать взрослые, желая уподобиться детям? На эти вопросы можно ответить, что детский характер достаточно общеизвестен и мысль, высказанная Христом, вполне понятна без дальнейшего анализа.

Так как дитя поставлено было среди учеников и для примера им вследствие желания их решить вопрос, кто больше, то от общих рассуждений о детском характере и “подобном детям взрослом человеке” нам теперь можно перейти к более частным определениям. Здесь встречается одно из сильнейших и убедительнейших доказательств мысли, что, по общему новозаветному воззрению, последователи Христа должны, как дети, уклоняться от присвоения себе какой-либо внешней власти и какого-либо предпочтения себя своим собратьям. “Высоко подниматься вверх — это значит опускаться пропорционально низко”. Идея Нового Завета заключается не в господстве над людьми, а в служении им. Не внешняя власть должна быть свойственна последователям Христа, а нравственная. Власть над людьми служители Христа приобретают, уподобляясь детям. Это идея — чисто христианская и отличается чрезвычайной нравственной красотой и привлекательностью, поясняется вообще в Евангелиях самопреданным служением Отрока Господня и, в частности, несколькими другими примерами, в которых также выражается мысль о христианском служении.

Толковая Библия.

Прот. Александр (Шмеман)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Что это может означать? Ведь все в нашей цивилизации направлено как раз на то, чтобы поскорее сделать детей взрослыми, т.е. такими же рассудочными и прозаическими существами, как мы сами. Не рассчитаны ли все наши доказательства, рассуждения и споры именно на этого взрослого, для кого детство всего лишь время роста, подготовки — время, иными словами, медленного изживания в себе детства? Но вот «будьте как дети» — говорит Христос, и еще: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). Если так сказано в Евангелии, то нам, верующим, незачем стыдиться несомненной детскости, присущей и нашей религии, и нашему религиозному опыту. Не случайно первое, что мы видим, входя в храм, — это образ юной Матери и Ребенком на руках, точно это самое главное в Христе, точно Церковь боится, что мы забудем об этом самом важном явлении Божественного в мире. Ибо та же Церковь утверждает, что Христос есть Бог, Истина, Мудрость, Сила. Но вот все это явлено сперва в образе Ребенка, как будто именно это явление — ключ ко всему остальному в христианстве.

Итак, спросим себя: что же значат эти слова: «будьте как дети»? Вряд ли это призыв к какому-то искусственному опрощению, к отказу от развития, образования, накопления опыта, т.е. от всего того, что мы называем подготовкой к жизни, умственным и физическим созреванием. И про самого Христа сказано в Евангелии, что Он преуспевал в премудрости (Лк. 2:52). Следовательно, «будьте как дети» — это никак не поощрение инфантилизма, не противопоставление физического детства физической взрослости; призыв Христа вовсе не означает, что для приобщения к религиозному опыту нужно стать каким-то простачком-дурачком.

Но что же тогда означают слова Христа? Для ответа на этот вопрос нужно сперва задать другой — не о том, что приобретает человек, становясь взрослым (ибо это ясно без слов), а о том, что теряет он, выходя из детства. Ибо нет сомнения: человек теряет то единственное и драгоценное, из-за чего вспоминает детство как утраченный рай, как золотой сон, с окончанием которого жизнь стала печальнее и страшнее. Я думаю, что если бы нужно было определить это одним словом, то это было бы слово «цельность». Ребенок не знает еще разделения жизни на прошлое, настоящее и будущее, этого печального опыта безвозвратно утекающего времени. Он весь в настоящем, весь в полноте того, что сейчас, будь то радость, будь то горе. Он весь в радости, и потому говорят о «детском смехе», «детской улыбке», он весь в горе и отчаянии, и потому говорят о «слезах ребенка», ибо дети с равной неудержимостью и плачут, и смеются. Ребенок целостен в своем отношении не только к времени, но и ко всей жизни, он отдается весь всему; он воспринимает мир не рассудочно, не аналитически, не одним из чувств, а всем своим существом без остатка, но потому и мир раскрывается ему во всех своих измерениях. Если для него звери говорят, деревья страдают или радуются, солнце улыбается, а пустая спичечная коробочка чудесно преображается в дом, автомобиль или аэроплан, то это не потому, что он глуп и неразвит, а потому, что ему в высшей степени дано, открыто это ощущение чудесной глубины и связи всего со всем, потому, что он имеет дар полного слияния с миром и жизнью.

И вот, вырастая, мы безнадежно теряем все это. Теряем прежде всего эту самую целостность. Мир постепенно распадается в нашем сознании на составные элементы, но вне глубинной их взаимосвязи все они остаются лишь сами собой и потому — плоскими и одномерными. Мы все больше понимаем и все меньше воспринимаем, мы узнаем обо всем и не имеем настоящего общения ни с чем. Но ведь ощущение всеобщей взаимосвязи, дар во всем единичном видеть целое, способность к полной самоотдаче и слиянию, внутренняя открытость и доверие к миру — это и есть слагаемые религиозного опыта, это и есть различение во всем Божественной глубины и красоты, это и есть непосредственное переживание Бога, наполняющего Собою все во всем! Само слово «религия» означает по-латыни «связь». Религия не есть лишь часть опыта, лишь один из способов постижения, но она есть связь всего со всем, а потому — последняя правда обо всем. Религия — это глубина вещей и их высота; религия есть свет, льющийся из всего, но потому и все освещающий; религия есть опыт присутствия во всем, за всем и над всем той последней реальности, без которой ничто не имеет никакого смысла. Эта целостная Божественная реальность постигается только целостным восприятием, к которому и относятся слова: «будьте как дети».

К этому восприятию и призывает нас Христос, когда говорит: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк. 18:17). Ибо увидеть, почувствовать, пожелать Царство Божие — значит постичь глубину вещей, постичь то, о чем они в лучшие минуты жизни нам возвещают, постичь тот свет, который начинает литься их них, когда возвращаемся мы к детской целостности.

Беседы на радио «Свобода». Встречая Рождество.

Троицкие листки

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 18:1