Толкования на Мф. 18:5

Свт. Василий Великий

и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

Вопрос. Как примем царствие Божие, «как дитя»?

Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

См. Толкование на Мф. 18:2

Блж. Иероним Стридонский

и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

Кто будет таков, чтобы подражать смирению и невинности Христа, в том принимается Христос. И притом Он, - чтобы апостолам не показалось, что они почтены, - благоразумно прибавляет, что они должны быть принимаемы не по своим личным заслугам, но в честь Учителя.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 5-6 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской

Вам, говорит, не только должно быть смиренными, но если ради Меня почтите и других смиренных, то получите награду, ибо Меня примете, когда детей, то есть смиренных, примете. Затем и наоборот говорит: «кто соблазнит», то есть обидит, «одного из малых сих», то есть из тех, которые уничижают и смиряют себя, хотя бы и велики были, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею». Ясно указывает чувствительное наказание, желая показать, что многое мучение перенесут те, кто обижает смиренных во Христе и соблазняет их. Но ты пойми, что если кто соблазнит действительно малого, то есть слабого, и не поднимет его всячески, тот будет наказан, ибо взрослый не так легко соблазняется, как малый.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

и иже аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет

и всякий, кто примет одно такое дитя, какое я сказал, или – одного какого-либо человека, ставшего таким, как это дитя, т.е. смиренного, простого и уничиженного. Во имя Мое, т.е. ради Меня, ради того, что такой человек есть Мой. Смотри, как Он любит такого. Принимающий его, говорит, принимает Меня. Марк (9:37) же присоединил: и иже Мене приемлет, не Мене приемлет, но Пославшаго Мя. Смысл всех этих слов такой: всякий, кто примет сделавшегося таким, как дитя, чрез него принимает и Меня, а чрез Меня – и пославшего Меня Отца. Отец присваивает Себе честь, принадлежащую Мне, а Я – принадлежащую тому, кто сделается таким, как дитя. Итак, какое же блаженство может быть больше того, когда кто-либо принимает Блаженную Троицу? Если он принимает Сына и Отца, то, конечно, принимает и Святого Духа, потому что Блаженная Троица – нераздельна. Но тогда еще не время было учить о Святом Духе. Что касается прибавки: не Мене приемлет, то это – особенность речи. И мы часто говорим по привычке: что ты делаешь для меня, не для меня делаешь, а для Бога. Поэтому Лука (9:48), поставив все остальное, это пропустил, как идиоматизм речи.

Толкование Евангелия от Матфея.

Епифаний Латинский

и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

Господь здесь не только пресек мысли апостолов, но и обуздал амбиции верующих во всем мире: наибольшим станет тот, кто желает быть наименьшим. Вот с этой целью Иисус привел в пример ребенка, чтобы такими, каков он по природе, мы стали через праведность жизни - невинными, как невинны в грехе младенцы. Ведь дитя не знает, как удерживать гнев или сердиться; не знает, как злом платить за зло; не помышляет о скверном; не нарушает супружеской верности, не совершает поджог, никого не убивает. Ему внутренне неведомы кражи, ссоры и все, что вводит в грех; он не знает, что такое относиться с пренебрежением, богохульствовать, оскорблять, лгать; он верит тому, что слышит; он не раздумывает над тем, что ему повелевают; он всем своим чувством любит родителей. Потому того, чем дети являются в своем простодушии, давайте достигать праведностью нашей жизни - невинности младенцев. И по праву ставший младенцем, невинным в грехе, станет таким образом и большим в Царстве Небесном. И кто примет такого человека, тот примет и Христа.

Толкование на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

После того, как Иисус Христос, поставив дитя посреди апостолов, объяснял им, кто больший в Его царстве, Он при этом указал им еще на высокие взаимные отношения членов Его царства; это: 1) с любовью обращаться друг с другом и 2) не увлекать других ко греху. Отроча (дитя) таково, т. е. не только дитя, в собственном смысле, но и всякого человека, уподобившегося дитяти по его нравственным качествам, например, простосердечию, незлобию и смирению, — всякого истинного последователя Христова. Приимет, т. е. будет с любовью обращаться с ним, помогать ему, в чем он нуждается. Во имя Мое, т. е. ради того, что он исповедует Мое имя, есть Мой ученик (слич. 24, 5 и др.), а не по каким-нибудь другим причинам или расчетам. Меня приемлет (принимает), т. е. делает доброе, как Мне Самому. Поелику вы сделали сие одному из братий Моих меньших, то сделали Мне (25 гл. 40 ст.).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

(Мк. 9:37; Лк. 9:48). Подробнее излагается этот стих у Луки; самая сокращенная речь у Матфея. Связь этого стиха с предыдущим объяснить трудно. По нашему мнению, объяснение возможно только при допущении, что в словах Христа “Меня принимает” выражается мысль столько же о Царе, т.е. Христе, сколько и об Его Царстве. При таком толковании в ст. 5 можно видеть ответ на последнюю часть вопроса, изложенного в ст. 1. Этот вопрос можно расчленить так: 1) кто больше; 2) кто больше в Царстве Небесном. На первую часть был дан ответ в том смысле, что кто больше, тот должен быть всех меньше, уподобляться дитяти. На вторую часть — в том, что желающий быть всех больше в Небесном Царстве, должен принимать Христа. Таким образом, Царь и Царство здесь как будто не только не разделяются, но отождествляются, и одновременно с этим сообщается ближайшее представление о том, что такое Небесное Царство. По Матфею, это есть принятие (в свою душу и сердце) Христа; но по Марку и Луке — и Пославшего Его Отца. Так и у Иоанна. “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим” (Ин. 14:23). Разница в том, что синоптики, говоря о том же, о чем Иоанн, выражают свою мысль в образах, — Спаситель не говорит просто: “принимает Меня”, но “кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает”, с прочими добавлениями у Марка и Луки.

Мысль, здесь выраженная, сходна с Мф. 25:35-36, 40, 42-43, 45, где Христос отождествляет Себя с алчущими, жаждущими, странниками, нагими, больными и заключенными в темницу. Здесь же Он отождествляет Себя с детьми. Христос был смирен, незлобив и проч., как “это дитя” или ”одно из этих детей”. Кто принимает дитя, тот в лице его принимает и Самого Христа, и Пославшего Его Отца, и, следовательно, делается, участником Царства Небесного. Но что такое значит: “принимает”, или, лучше, «кто принял бы” (ός εάν δέξηται — у всех трех евангелистов)? Почему сказано не просто: “принимает дитя”, но “принимает во имя Мое”? Что значит это последнее выражение “принимать дитя во имя Христа”? Очевидно, что на вопросы эти можно ответить только установлением точного значения здесь глагола δέχομαι, который, конечно, значит “принимаю” и в таком смысле обыкновенно переводится (Вульгата — susceperit; нем. aufnimmt и проч.), но не всегда. В отличие от λαμβάνω, имеющего почти то же значение, но безотносительно к чувствам, с которыми что-нибудь берется или принимается, δέχομαι вообще и большею частью означает: принимаю с расположением, любовью, радостью, дружелюбно, и в таком смысле употребляется как у классиков, так и в Ветхом и в Новом Завете (в Библии ни разу — во враждебном смысле). См. например, LXX Притч. 1:3; 2:1; 4:10; 9:9; Иер. 5:3; 17:23 и мн. друг.; Ин. 4:45; Гал. 4:14; Еф. 6:17; Кол. 4:10; Евр. 11:31 и др. Таким образом, смысл слов Христа таков: “кто принимает с любовью одно такое дитя, тот Меня принимает”. А где с любовью принят Христос, там принято и Его Царство, и человек, их принявший, близок ко Христу, следовательно, занимает высшее место в царстве, подобно тому, как люди, близкие к какому-нибудь земному царю, бывают высшими государственными сановниками. Но, очевидно, между простым приемом, хотя бы и с любовью, и таким, который делается во имя Христа (ἐπὶ τῷ ὀνόματί μου) проводится здесь различие. Принимать дитя с любовью, относиться к нему дружелюбно, подражать ему, ценить его смирение, скромность — это еще не значит принимать с любовью Самого Христа; Он принимается только тогда, когда дитя принимается во имя Его, т.е. когда существует известное отношение принимающего и принимаемого к Его имени, когда дитя принимается в христианском смысле. Таков ближайший, точный смысл слов Христа. Так как дитя поставлено было среди апостолов, как живой образец идеи, которую Иисус Христос хотел напечатлеть в уме и сердце Своих учеников, то понятно, что под дитятей можно понимать здесь и взрослых, похожих на детей по своему характеру, в частности, самих апостолов. Значит, Спаситель не говорит здесь исключительно только о детях или взрослых, а безразлично о тех и других.

Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Речь Христа и ее связь будут еще более понятны, если мы изложим все в таком перифразе. Вы спрашиваете, кто больше в Царстве Небесном. Это вы можете понять, если посмотрите на это дитя, поставленное здесь среди вас. Вам нужно спрашивать не о том, кто больше, а изменить свой образ мыслей (στραφῆτε) и сделаться похожими на это дитя. Задает ли оно кому-нибудь подобные вопросы? Нет, оно и не думает о них. И вы должны также, прежде всего, смирить себя, подобно дитяти, и только при этом условии достигнете первенства, которого желаете.

Достижение господства и первенства в мирском смысле не для всех возможно; да в этом нет никакой и надобности.

Но для всех возможно достижение такого господства и такого первенства, какие свойственны этому дитяти; они совершенно противоположны мирским.

Стараясь подражать детям, вы будете смотреть на них и принимать их с любовью; а принимая с любовью детей, вы будете и ко Мне иметь такие же близкие отношения, какие к ним, будете с любовью принимать и Меня и, таким образом, сделаетесь высшими, великими гражданами основанного Мною Небесного Царства.

Ο числительном ἕν Бенгель замечает: frequens unius in hoc hapite mentio (слово “один” часто употребляется в этой главе).

Толковая Библия.

Троицкие листки

и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

См. Толкование на Мф. 18:1