Толкования на Мф. 18:11

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 11-14 Прииде бо Сын Человеческий спасти погибшаго. Что вам мнится; Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия; и аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих

Прииде бо Сын человеческий спасти погибшаго. Вслед за этим представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в которой показывает, что и сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. Что вам мнится, говорит Он, аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять, и шед в горы ищет заблуждшую? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих (ст. 12-14). Видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя пещись о низких по состоянию братьях наших? Итак, не говори, что такой-то кузнец, сапожник, земледелец - человек глупый и потому достоин презрения. Чтобы тебе не подвергнуться этому злу, посмотри, как многими доказательствами убеждает тебя Христос умерять самого себя, и прилагать попечение о тех людях. Он поставил дитя посреди и сказал: будите яко дети, и: иже аще приемлет отроча таково, Мене приемлет (ст. 5). А кто соблазнит, тот подвергнется жесточайшему наказанию; и сказав: уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (ст. 6), не удовольствовался этим, но присовокупил еще: горе человеку тому, имже соблазн приходит (ст. 7), и повелел удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и ради ангелов, которым вверены эти меньшие братия, заставляет нас почитать их, и собственною волею и страданием побуждает нас к тому (потому что когда говорит: прииде Сын человеческий спасти погибшаго, то указывает этим на крест, как и Павел говорит о брате: за него же Христос умре, - Рим. XIV, 15), и волею Отца, потому что и Ему не угодно, чтобы кто-либо от малых погиб. И наконец употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшей, и когда найдет ее, весьма радуется о обретении и о спасении ее.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

«Прииде… Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго». Кто сей погибший? Один ли это какой-нибудь человек? Без сомнения, не один, а многие. Нельзя думать, чтобы Сын Божий соделался Сыном человеческим для спасения одного только человека.

Много ли же погибших, которых Он пришел спасти! И есть ли сверх их человеки непогибшие, которые не требуют от Него спасения? На сие говорит Апостол Петр: «несть… иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. IV. 12). И Апостол Иоанн «свидетельствует, яко Отец посла Сына Спасителя миру» (1 Иоан. IV. 14). Если Апостолы свидетельствуют, что всякий человек может спастись не иначе, как именем Иисуса Христа; что Бог Отец послал Его спасти весь мир; Сам же Он говорит, что пришел спасти «погибшаго»: то не должно ли заключить, что под именем «погибшаго» надобно разуметь всякого человека, весь мир? Так точно.

Беседа по освящении храма Пресвятой Богородицы, Взыскательницы погибших. 1854 г.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Почему же особенно должно остерегаться, чтобы не соблазнить кого-либо из верующих в Господа (Мф. 18:6)? Потому, что Сам Сын Божий явился на землю во плоти именно с тем, чтобы найти и спасти погибшего.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

См. Толкование на Мф. 18:10

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

См. Толкование на Мф. 18:10

Евфимий Зигабен

Прииде бо Сын Человеческий (взыскати и) спасти погибшаго

Пришел Я, говорит, в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви.

Прот. Иоанн Бухарев

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Это — другая причина, почему не должно презирать или соблазнять других, — та, что Сам Господь сошел на землю для спасения их. Если Сам Бог так высоко ценит cпасение людей; то как же человек может презирать этим спасением? Сын человеческий, т. е. Он Христос (см. 20 ст. 8 гл.). Взыскати и спасти погибшаго (погибшее) — то же, что погибших. Погибшими здесь называются люди, коснеющие во грехах и развращенные; называются они так, как потерянные для добродетели и блаженства, подобно тому, как погибшими или потерянными для себя мы называем те вещи, которые нами самими потеряны или у нас похищены, и мы уже не можем пользоваться ими. Мы, люди, сотворены Богом для блаженства; падением прародителей своих в раю мы лишены блаженства — погибли для блаженства. Но Господь Сын Божий сошел с неба для того, чтобы спасти нас от этой погибели и возвратить к первому блаженству.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Многие экзегеты признают 11-й стих позднейшею прибавкою, заимствованною у Лк. 19:10. По их мнению, вставкою этого стиха затемняется связь 10-го стиха с 12-м, без 11-го стиха совершенно ясная. Морисон, однако ж, говорит, что свидетельства о неподлинности этого стиха не превышают свидетельств о его подлинности, и последние встречаются в большей части древних рукописей, унициальных и курсивных, древних латинских и сирских переводах и Вульгате.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

См. Толкование на Мф. 18:10