Толкования на Мф. 18:18

Свт. Иоанн Златоуст

Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех

См. Толкование на Мф. 18:16

Свт. Амфилохий Иконийский

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

Но, может быть, ты спросишь: «Если все таковые страсти успел уже посеять во мне диавол, то что я буду делать, обремененный и отягченный таким множеством беззаконий?» Кайся, брате, трудись в духовных подвигах, и опять поставлен будешь в прежнее твое состояние. Но скажешь: «Сомневаюсь, буду ли принят в покаяние, ибо осквернил святое Крещение и боготканную одежду очернил». Что ты осквернен – знаю, любезный! Впрочем, раскайся, и, я твердо уверяю тебя, ты будешь принят. Мы примирим тебя с Богом, не бойся. Имеешь спасение, имеешь покаяние. Только откажись от греховной своей работы. Чрез нас Сын Божий отверзает рай. Только покайся. Только обратись. Хотя мы, предстоятели, и сами грешники, но Христос Бог наш с величайшим благоволением вручил ключ от рая в руки нас, смиренных. «Что свяжете на земли, – говорит, – будет связано на небесех. И что разрешите на земли, будет разрешено на небесех» (Мф 18:18). Посему с упованием раскайся, и получишь прощение от Того, Кто имеет власть на земле отпускать грехи.

Беседа о покаянии или о том, что не должно отчаиваться в спасении.

Прп. Иустин (Попович)

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

Чтобы не спросили, кто представляет Церковь и к кому надо обратиться как к Церкви, Спаситель открывает и говорит: это святые Апостолы и их святые наследники, ибо говорит святым Апостолам: Истинно говорю вамъ: что вы свяжете на земле, то будетъ связано на небе; и что разрешите на земле, то будетъ разрешено на небе. Этим Господь как бы предоставляет Страшный суд святым Апостолам. И на самом деле предоставляет (Мф. 28:19; 19:28). Это Он сделал потому, что Он в них: «во все дни до скончанiя века» (Мф. 28:20). Эта власть? Она дана им навеки: «власть надъ нечистыми духами, чтобы изгонять ихъ, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Обещано – исполнено: Спаситель дает Своим ученикам власть, какой мир не видел, власть над грехами, а этим и над смертью и Сатаной: «Кому простите грехи, тому простятся; на комъ оставите, на томъ оставятся» (Ин. 20:23).

Через охристовленных Духоносцев Господь благий непрестанно исполняет это чудесное и всерадостное обещание во всех мирах; и это через Свою Апостолькую Церковь, которая обнимает и охватывает все видимые и невидимые миры, и все человеческие существа в них. В Церкви, которая есть воплощенный Богочеловек, все высшие ценности уравнены: та же Истина, та же Правда, та же Любовь, все то же, ибо Бог Господь Тот же. Церковью, как телом Христовым, небо опущено на землю, и земля поднята на небо; Ангелы смешаны с людьми, и время повенчано с вечностью. Так явлено, что небо и земля, поднебесье и наднебесье, – один Божий мир. В нем господствуют те же самые Божественные законы и те же самые Божественные ценности.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блж. Августин

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

Мы слышали, как Господь увещевает об этом, да с таким тщанием, что Сам добавляет: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Как ты начинаешь принимать брата твоего за чужого, так связываешь его на земле; только смотри, чтобы было это справедливо. Несправедливые узы справедливостью разрываются. А когда обличишь его и придешь к согласию с братом твоим, ты разрешишь его на земле. Разрешишь на земле, будет то разрешено и на Небе. Большое дело сделаешь - не себе, а ему: ибо он много навредил - не тебе, а себе.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

Так как он сказал: Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17), то со стороны непослушного брата могло последовать или тайное возражение, или скрытая мысль такого рода: «Если ты меня презираешь, то и я тебя презираю; если ты меня осуждаешь, то будешь осужден и по моему приговору». [В виду этого] Он дал апостолам власть, чтобы осуждаемые ими знали, что приговор человеческий поддерживается приговором Божественным, и что бы ни было связано на земле, то связывается равным образом и на небе.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

Мне кажется, хорошо подходят к тому, кто после троекратного увещания осужден как язычник и мытарь (см. Мф. 18:17), слова: Истинно говорю вам (то есть посчитавшим кого-то язычником и мытарем), что вы свяжете на земле и так далее. Ибо справедливо трижды увещавший и не услышанный связал того, кого осудили как язычника и мытаря. Поэтому он, связанный и осужденный им, остается связанным, и никто на небе не отменит решения связавшего. Так и тот, кого увещали один раз, сделав достойное освобождения, разрешенный увещанием освободившего его и уже не связанный цепями своих грехов, о которых его увещевали, будет справедливо судим и теми, кто на небесах.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Аминь (бо) глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех

Повелев сказать, наконец, Церкви, т.е. предстоятелям Церкви, теперь направляет речь к ним, говоря: елика аще свяжете на земли и пр. Это Он сказал (гл. 16) и Петру; там найди и объяснение. Смысл этого изречения такой: всякое решение ваше на земле Бог утвердит на небе, отсечете ли вы неизлечимых от Церкви, или же раскаявшихся после опять примете. А этим Он угрожал не для того, чтобы это случилось, но для того, чтобы всякий, устрашенный и отсечением от Церкви, и определением Божиим, избежал бы этого. Для того Он и установил первый, второй и третий суд, и только после этого считал его достойным отвержения, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, – а если презрит этот, страшился бы третьего, – а если не уважит и этого, то ужаснулся бы страшного отсечения и еще более страшного высшего суда, и все-таки исправился бы.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

В этих словах Господь обещает апостолам власть управления в церкви — власть, например, разрешать или не разрешать грехи, дозволять или не дозволять быть в церкви или обществе верующих, и обещается, что не дозволенное ими в церкви не дозволено будет и Самим Богом, а разрешенное будет разрешено. Здесь Господь обещает всем апостолам ту же власть, которую прежде обещал одному из них — Петру (19 ст. 16 гл.). «Смотри, — замечает при этом св. Златоуст, — каким бедам подвергает Господь упорного — и здешнему наказанию, и будущему мучению. А угрожает Он не для того, чтобы так случилось, но чтобы устрашенный угрозою, т. е. и отсечением от церкви, и опасностью быть связанным на небесах, смягчился и оставил гнев». Относительно же власти, данной от Господа апостолам и их преемникам — пастырям, он же пишет: «Иереи обитают еще на земле, и допущены распоряжаться небесным, получили такую власть, какой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам: что священники определяют долу, то Бог утверждает горе». — Католики видят в словах, сказанных Господом ап. Петру: дам тебе ключи царствия и пр. (16, 19), — преимущество власти его пред прочими апостолами; но это неверно: потому что то же самое, что обещано Петру, обещано и всем апостолам и даже в совершенно одинаковых словах, как это весьма ясно открывается в изъясненных сейчас словах Христа, которые Он сказал всем апостолам.

Толкование на Евангелие от Матфея.


См. также Толкование на Мф. 18:15

Лопухин А.П.

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе

Подобные же слова сказаны были одному Петру в 16:19 и имеют тот же смысл. Вместо “что” (о) 16:19 здесь όσα — также средний род и указывает на действия, а не на лица.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 18-22 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз

Изгнанный из Церкви, непрощенный, неразрешенный, связанный властью Церкви здесь, на земле, человек, преданный анафеме, предстанет и в другой мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. Господь говорит Своим апостолам: Я обещал Петру власть связывать и разрешать; ту же самую власть, то же Божественное право даю и всем вам; Петр есть только первый между равными. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; кого вы отлучите от Церкви, тот будет отлучен и Мной, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе; кого вновь примете в общение Церкви через покаяние, того и Я приму, как чадо Мое. Всякое решение ваше будет утверждено на Небе. «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – каким бедам подвергает Он упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению. А угрожает Он не для того, чтобы так случилось, но чтобы устрашенный угрозой, т.е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связанным на Небесах, смягчился и оставил гнев. Так Спаситель установил первый, и второй, и третий суд, а не сразу отверг грешника, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и его, то устрашился бы третьего; если же не уважит и этого, то ужаснулся бы будущего наказания, определения и суда Божия». Какие великие права дает Господь апостолам, а в их лице и всем их преемникам – пастырям Церкви! Кто может прощать грехи, кроме единого Бога? Но вот, воплотившийся Сын Божий дает это Божественное право всем предстоятелям Церкви, и по воскресении Своем еще раз подтверждает: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). Поистине – Божественное право! «Иереи, – говорит святитель Златоуст, – обитают еще на земле, а допущены распоряжаться Небесным, получили такую власть, какой Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам. Ибо не Ангелам сказано: «что вы свяжете на земле»

Имеют власть вязать и начальствующие на земле, но только одни тела; а эта власть касается самой души и восходит до Неба, ибо что священники определяют долу, то Бог утверждает горе, и Владыка согласуется с мнением Своих рабов». «Отец весь суд дал Сыну: теперь вижу, – продолжает святитель Златоуст, – что Сын весь суд сей отдал священникам… Священники Нового Завета получили власть не свидетелями быть очищенных, как ветхозаветные священники, а очищать, притом не проказу тела, а скверну души». Во всяком добром деле, как бы говорит Господь, особенно в деле спасения души, в делах любви, Я всегда готов помочь вам. Если средства совета, увещания, запрещения не действуют, не ведут к примирению, то просите у Меня помощи в борьбе с враждой, знайте, что Я всегда слышу вас, всегда пребываю с вами. Только было бы среди вас единодушие и любовь. Истинно также говорю вам, что если двое из вас, хотя бы только двое из вас, верующих в Меня и живущих по вере, согласятся на земле просить у Меня о всяком деле, то, чего бы ни попросили (если только просимое Богу угодно и вам полезно, веруйте, что получите просимое), будет им от Отца Моего Небесного. Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете (мысли Филарета, митр. Московского). Если каждый о себе только молиться будет, то каждый и останется только со своей молитвой, хладный с хладной, немощный с немощной; но если каждый будет молиться со всеми и за всех, то каждый будет подкрепляем в своей молитве многомощной молитвой всей Церкви. Положи каждый свою лепту молитвы в сокровище единодушной молитвы церковной и сокровище это будет достаточно, чтобы и тебе вместе со всеми приобрести безценный бисер благодати. Единодушное усердие многих в молитве увеличит силу каждого и всех. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, где собрались двое или трое с Моим именем в сердце и на устах для молитвы, прошения или прославления, с верой в Меня и с любовью ко Мне, желая исполнить во всем единую волю Мою и благоугождать Мне доброй жизнью, там и Я пребываю посреди них, как глава верующих в Меня, если они достойны этого. Я Сам исполню их прошения. Но если они соберутся с целями, Мне не угодными, противными Моей воле, то услышат от Меня: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Не знаю вас!» (Лк. 6:46). Господь говорит о соборной молитве: «где двое или трое» – для того, чтобы и малый по нужде собор церковный не почитал себя слишком недостаточным для участия в обетовании Господнем, и чтобы тем более уповал на обетование Собор великий (мысли свт. Василия Великого).

«Где же большее и совершеннейшее бывает собрание во имя Его, как не во святом храме? – учит Филарет, митрополит Московский. – Итак, Он здесь благодатно присутствует среди нас, а где благодатно присутствует, там и действует благодатно и спасительно. В этом заветном слове обетования: «там Я» (пребываю) «посреди них», Господь положил неоскудевающее начало славы для храмов христианских, которые для того и существуют, чтобы собирать верующих во имя Его. Здесь Он посреди нас в слове Евангелия, в облаке Таинств, в духе и пламени молитв единодушных. А где Бог и прославленный Богочеловек, там и Небо, всегда исполненное славы». «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – как Он еще разрушает вражду и мирит враждующих: после угроз против вражды Он возвещает великие награды за согласие. Единодушные приклоняют (склоняют) Отца на то, чего просят, и Христос пребывает среди них». Но почему же не все и не всегда получают просимое? «Потому, – отвечает святитель Златоуст, – что есть много причин, которые препятствуют получать: не получают или потому, что часто просят безполезного; или потому, что недостойны того, чтобы слушали их, поелику не делают со своей стороны того, что от них требуется, а Спаситель ищет таких молитвенников, которые бы уподоблялись апостолам, почему и говорит: двое из вас, т.е. добродетельные и ведущие жизнь Евангельскую; или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено; или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить милость невозможно, хотя бы не только они сами, но и другой, даже имеющий дерзновение, ходатайствовал за них. Если же все эти требования исполнены, если ты и полезного просишь, и жизнь ведешь апостольскую, и делаешь все, что от тебя требуется, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве, ибо Господь человеколюбив». В благоговейном внимании слушали апостолы это учение Христово о любви и всяческом искоренении греха, соблазна и вражды среди Его последователей. Когда Господь изрек Свое обетование пребывать среди верующих, союзом любви связанных во имя Его, апостол Петр прервал Его речь вопросом, который обнаружил в нем еще недостаточное понимание учения о примирении и прощении. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! наши книжники говорят: человека, согрешившего против ближнего, прощают раз, прощают два, прощают три, но в четвертый раз не прощают. Что думаешь Ты об этом? Того, кто не раскаивается и не осуждает себя за грех, Ты повелел по троекратном обличении отлучить, а для раскаивающегося не положил никакого предела, но повелел принимать его.

Итак, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? Если он по обличении раскаивается? до семи ли раз? Петр увеличил более чем вдвое число раз по сравнению с учением книжников, думая похвалиться любовью к ближнему и показаться великодушным. Но вместо похвалы услышал от Господа отеческое вразумление; Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз, – прощай несчетно. Сколько бы раз ни согрешил брат, если кается, прости его. Это ваша всегдашняя и непрерывная обязанность… Сколько утешения проливает в сердце грешника эта заповедь Христа нашего Спасителя! «В печали о грехах, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – влекомые к отчаянию, да не престанем воспоминать, что Господь заповедал Петру прощать согрешающему седмьдесят крат седмерицею, а Кто такую заповедь передал другому, Тот и Сам, без сомнения, несравненно более сделает…» – «Мне все прощено, а потому, что я всем и всех прощал», – спокойно сказал один умирающий инок, когда братия удивлялись его спокойствию, ибо знали, что он провел свою жизнь без особенных подвигов. Он никогда никого не осуждал, – напротив, всем и все прощал.

Троицкие листки. №801-1050.