Толкования на Мф. 18:25

Свт. Иоанн Златоуст

не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати

«Не имел, чем заплатить», говорится. Что зна­чит: «не имел, чем заплатить»? Опять усиленное свидетельство о не­исправности (должника). Когда говорится: «не имел, чем заплатить», говорится не что иное, как то, что он был чужд добродете­лей, не имел ни одного доброго дела, которое бы можно было вменить ему в отпущение грехов, потому что вменяются, не­сомненно вменяются, нам в отпущение грехов добрые дела, как и вера в правду: «не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). И что говорю о вере и о добрых делах, когда и скорби вменяются нам в разрешение грехов? Это доказывает Христос прит­чею о Лазаре, когда вводит Авраама, говорящим богачу, что Лазарь «получил в жизни свое злое», и за это «ныне же он здесь утешается» (Лк. 16:25). Доказывает и Павел, когда пишет к Коринфянам о прелюбодее, и говорит так: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1 Кор. 5:5). Вразумляя и других грешников, он говорил так: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:30-32). Если же вме­няются нам в оставление грехов и искушение, и болезнь, и немощь, и измождение плоти, которые мы терпим непроизвольно и не сами себе причиняем, тем более (вменяются) подвиги, совершаемые нами добровольно и с усердием. Но этот (дол­жник) был чужд всякого добра, а грехов имел невыноси­мое бремя; поэтому и говорится: «как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать». Отсюда-то особенно можно узнать человеколюбие господина, что он и сделал расчет, и приказал продать его, потому что и то и другое сделал он для того, чтобы не продать его. Из чего это видно? Из конца. Если бы он хо­тел продать его, кто бы воспрепятствовал, кто бы удержал?

Итак, для чего же он приказал, не имея намерения исполнить (этого приказания)? Для того, чтобы увеличить страх (должника). А страх увеличил угрозой для того, чтобы заста­вить его просить (о пощаде), а просить заставил для того, чтобы иметь случай к прощению. Мог он, конечно, простить его и до просьбы, но не сделал этого, чтобы должника не сделать худшим. Мог дать прощение и прежде расчета, но чтобы тот, не зная тяжести своих грехов, не сделался бесчеловечнее и жесточе к ближним, для этого наперед показал ему вели­кость долга, а потом простил ему все. В самом деле, если и после того, как сделан был расчет, показан долг, про­изнесена угроза и объявлен приговор, которому должен был подвергнуться (этот человек), он был так жесток и бесчеловечен к товарищу, то до какой бы жестокости не дошел он, когда бы ничего этого не было? Для того Бог сделал и устроил все это, чтобы предотвратить такое бесчеловечие его. Если же он ничем этим не исправился, то вина уже не в учителе, а в том, кто не принял исправления.

Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев, и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

См. также Толкование на Мф. 18:21

Свт. Кирилл Александрийский

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

Продажей жены и прочих обозначается полное отрешение и совершенное отпадение от [дарованных] Богом наслаждений. То есть продажа показывает отлучение от Бога. Ибо чужды Богу те, к кому обращено то суровое и печальное слово: Отойдите от Меня, делатели беззакония, ибо Я не знаю вас (Лк. 13:27).

Фрагменты.

Свт. Григорий Палама

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

См. Толкование на Мф. 18:23

Свт. Николай Сербский

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

В то время по законам как римским, так и иудейским, обедневшего должника можно было продать в рабство вместе с его семьей. Одна овдовевшая женщина с воплем говорила пророку Елисею: «раб твой, мой муж, умер… теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе» (4 Цар. 4:1). Таким образом, то, что царь повелевает сделать со своим рабом-должником, он повелевает по праву и по закону. Глубинный смысл сего царского приказа в том, что, когда наши грехи превосходят всякую меру, Бог лишает нас всех даров Святого Духа, делающих человека человеком. Приказал продать его означает, что грешник лишается своей Богом данной личности; и жену его – значит, что он лишается дара любви и милости; и детей – значит, что он лишается силы творить какое бы то ни было благо. И заплатить – означает, что все Богом данные дары от злого человека снова возвращаются к Богу как к Собственнику и Источнику всякого блага. «Мир ваш к вам возвратится», – сказал Господь Своим ученикам (Мф. 10:13).

Беседы на Евангелие.

Свт. Филарет (Дроздов)

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

См. Толкование на Мф. 18:23

Прп. Иустин (Попович)

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

См. Толкование на Мф. 18:23

Блж. Иероним Стридонский

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

См. Толкование на Мф. 18:24

Блж. Феофилакт Болгарский

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

См. Толкование на Мф. 18:24

Евфимий Зигабен

Не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати

Уплатить совершенно долг. Однако не из жестокости повелел это, а из сострадания, чтобы устрашенный таким приговором он просил и получил прощение. Если бы он не с этою целью произнес такой приговор, то и умоляющему он не простил бы долга. Но почему он не простил до продажи имущества? Потому что, получив так легко прощение, он не испытал бы величия милости. Поэтому и поставил его в крайнюю нужду, чтобы впоследствии он мог вспомнить, какого сам избежал суждения, и, наученный собственным несчастьем, сам был сострадателен к своему должнику.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить

Приказал продать его. Так поступать с должниками предписано было законом Моисеевым (Лев. 25, 39, 47).

Толкование на Евангелие от Матфея.


См. также Толкование на Мф. 18:24

Лопухин А.П.

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить

Права римских граждан известны были под техническим названием caput. Раб был лишен этих прав, и это означалось технической формулой nullum habet caput. “Раб был практически лишен всяких прав; то, чем он, по-видимому, обладал, было его собственностью больше из милости, чем по праву. Он был имуществом, и не мог быть субъектом, а только объектом права.” “Права господина были практически абсолютны. Так как имущество раба, его жена и дети считались также собственностью господина, то последний мог поступать с ними, как хотел” (Тренч). По иудейским законам рабы находились в несколько лучшем положении (Лев. 25:39-55; см. также 4 Цар. 4:1 и проч.).

Толковая Библия.

Троицкие листки

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить

См. Толкование на Мф. 18:23