Толкования на Мф. 18:26

Свт. Иоанн Златоуст

Пад бо раб той, кланяшеся ему, глаголя: господи, потерпи на мне, и вся ти воздам

См. Толкование на Мф. 18:21

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 26-27 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему

Итак, мы понимаем, что в лице правителя обозначен Сын Божий, перед Которым весь род человеческий повинен в бесконечном долге греха, поскольку через первородный грех мы все сделались должниками греха и смерти. Десятью тысячами талантов обозначены тяжкие грехи человеческого рода. И хотя по естественному закону все люди были должниками Царя Небесного и виновны перед Ним, - о том же естественном законе апостол говорит: как Иудеи, так и Еллины, все под грехом (Рим. 3:9), - но в долге греха народ иудеев особенно повинен, потому что после столь многих дарованных благ иудеи не смогли сохранять закон, полученный через Моисея. Поскольку они не имели средств, чтобы расплатиться за этот долг, то Господин и приказал их рассеять с женами их и детьми их, то есть народ этот с синагогой и всем потомством должен был подвернуться наказанию, вплоть до смерти. Однако никоим образом ни иудеи, получившие закон, ни язычники, то есть мы сами, не смогли бы оплатить столь великий долг греха. Потому Царь Небесный из сострадания и милости даровал прощение всех наших грехов. И что это за грехи? Те, простить которые мы каждый день просим в молитвах, говоря: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Итак, поскольку никак - то есть никакими средствами и никаким раскаянием - мы бы не смогли оплатить этот долг греха и вечной погибели, то Царь вечности сошел с небес и, отпустив грехи роду человеческому, простил все долги каждому, кто верит в Него. А как Он простил, святой апостол ясно показывает, когда говорит: истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол. 2:14). Ведь нас удерживает виновность в грехе, словно долговая расписка кредитора. Сын Божий отменил написанную против нас расписку водой крещения и кровавым окроплением.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу

См. Толкование на Мф. 18:23

Свт. Николай Сербский

Ст. 26-27 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему

Какая мгновенная перемена, и какой дешевый выкуп, и какое безмерное милосердие! Злому рабу, столь задолжавшему, не на кого было надеяться. Никто на свете не мог помочь ему, кроме все того же его государя, заимодавца. Он стоял между государем и рабами. Рабы не смеют помочь ему без воли государя. Таким образом, лишь тот, кто его судит, может его и помиловать. И раб сделал то, что только и возможно, и разумно было сделать – упал государю в ноги и стал умолять его о милости. Он просил не о прощении долга – об этом он не смел и подумать – но об отсрочке: потерпи на мне, и все тебе заплачу. А человек царь – истинный человек и истинный царь – отпустил его и долг простил ему. И значит, он дал ему двойную свободу: свободу от продажи и свободу от долга. Разве это не настоящий царский подарок? Так не поступают цари земные. Таковую нечаянную милость может явить лишь Царь Небесный. И Он ее являет, и являет часто. Стоит какому-нибудь грешнику прийти в себя и покаяться, как Царь Небесный готов простить ему десять тысяч возов грехов и возвратить все отнятые дары. Не только никто не может сравняться в милосердии с Богом – никто не может даже описать милосердия Божия. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; «обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя», – говорит Господь (Ис. 44:22). Тому, кто прибег ко Господу с искренним покаянием, Он прощает все и дает еще один срок, еще одну возможность сразиться, чтобы увидеть, хочет ли тот стоять за Господа – или Господа предать. Царь Езекия заболел смертельно; плача, отворотился он лицом к стене и помолился Богу, да продлит Бог ему жизнь – и Бог продлил ему жизнь еще на пятнадцать лет. И славил Езекия за это Бога, говоря: «Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» (Ис. 38:17). Похожее произошло и с задолжавшим рабом. Он молил своего государя, чтобы тот только потерпел на нем, ожидая возвращения долга, и государь простил ему весь долг, даровал ему свободу и принялся ждать – не возврата старого долга, но благодарения за новое благодеяние. И вот как быстро он его дождался ст. 28.

Беседы на Евангелие.

Свт. Филарет (Дроздов)

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу

См. Толкование на Мф. 18:23

Прп. Иустин (Попович)

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу

См. Толкование на Мф. 18:23

Блж. Иероним Стридонский

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу

См. Толкование на Мф. 18:24

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Обрати внимание на силу покаяния и человеколюбие Господа. Покаяние сделало то, что раб упал в зле. Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения. Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки. Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим. Столь велико человеколюбие Его, так что и это, по-видимому, жестокое повеление - продать раба Он сказал не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве и утешению.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 Пад убо раб той, кланяшеся ему, глаголя: господи, потерпи на мне, и вся ти воздам. Милосердовав же господь раба того, прости его и долг отпусти ему

Великое человеколюбие! Тот просил только отсрочки, а он простил ему даже долг, и дал больше, чем тот просил. Обрати внимание на силу раскаяния и человеколюбие Господа. Раскаяние сделало то, что раб отпал от зла, потому что, твердо пребывая во зле, он не мог бы получить прощения, – а человеколюбие Божие совершенно простило долг, хотя раб просил не совершенного прощения, а только отсрочки. Итак, знай, что Бог дает даже больше, чем мы просим; столь велико человеколюбие Божие. Так что повеление продать раба со всем, что ему принадлежало, – только по видимому жестоко: Он сказал это не по жестокости, а чтобы устрашить раба и убедить его прибегнуть к мольбе и призыванию на помощь.

Прот. Иоанн Бухарев

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу

Потерпи на мне, и вся ти воздам (все тебе заплачу). В отношении к царю-заимодавцу это значит: дай мне отсрочку на некоторое время, чтобы справиться с делами и приготовить долг; но в отношении к Богу это не значит, чтобы грешник сам по себе мог уплатить Ему за свои грехи, а означает усиленную молитву грешника к Богу о прощении грехов. «Для неоплатного должника нет другого средства избавления, как прибегнуть к милосердию заимодавца; для безответного грешника нет другого прибежища кроме молитвы о помиловании» (Дим. Вол.). Господь Иисус Христос своими крестными страданиями удовлетворил правосудию Божию за грехи всего мира; живая вера во Христа Спасителя, сердечное раскаяние во грехах и усердная молитва даруют человеку-грешнику полное прощение и помилование. Несчастный должник обещает царю уплатить долг. Это указание на то, что грешнику для получения прощения грехов от Бога необходимо твердое намерение избегать впредь грехов.

Толкование на Евангелие от Матфея.


См. также Толкование на Мф. 18:24

Лопухин А.П.

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу

В словах “потерпи на мне, и все тебе заплачу” справедливо усматривают самомнение раба, который обещает заплатить долг, которого он не мог заплатить.

Толковая Библия.

Троицкие листки

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу

См. Толкование на Мф. 18:23