Толкования на Мф. 18:29

Свт. Иоанн Златоуст

Пад бо клеврет его на нозе его, моляше его, глаголя: потерпи на мне, и вся воздам ти

Теми же словами, посредством которых тот нашел прощение, и этот просит о спасении. Но тот, по безмерной жестокости, не тронулся этими словами, и не подумал, что сам он спасся посредством этих же слов. Если бы он даже простил, так и это не было бы уже делом человеколюбия, но долгом и обязан­ностью. В самом деле, если бы он сделал это прежде, чем был расчет (с господином), и последовало то решение, и он получил такое благодеяние, поступок его был бы делом его собственного великодушия: теперь же, после такого дара и прощения стольких грехов, он был уже обязан, как бы не­избежным некоторым долгом, не злопамятствовать на това­рища. Однако ж он не сделал этого и не подумал, как ве­лика разность между прощением, которое сам он получил, и – которое он должен бы оказать товарищу. В самом деле, ве­ликую увидишь разность не только в количестве долгов, не только в достоинстве лиц, но и в самом образе (прощения). Там долг был десять тысяч талантов, а здесь сто динариев; тот провинился пред господином, а его должник пред товарищем; тот сделал бы милость, получив свое добро, а госпо­дин простил ему все, не видев от него никакого добра, ни малого, ни великого.

Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев, и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

См. также Толкование на Мф. 18:28

Свт. Григорий Палама

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе

См. Толкование на Мф. 18:23

Свт. Николай Сербский

Ст. 29-30 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга

Точно такая же сцена разыгрывалась только что, когда сей лукавый раб стоял на коленях перед государем. И царь, умилосердившись, простил ему десять тысяч талантов. Он же не умилосердился над своим должником, который был ему должен всего лишь сто динариев. Не захотел он ни сжалиться, ни умилосердиться, ни простить, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Так раб-заимодавец поступил с рабом-должником. Так человек поступает с человеком. А такой поступок человека по отношению к человеку и изменяет милость Божию на праведный суд. Когда человек утеряет милость Божию, настигает его суд Божий. Если же милость утеряна, то суд страшен. Не обманывайтесь: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Мы действительно совершаем надругательство над Богом, если принимаем от Него милость, а распространяем вокруг себя немилость. Мы действительно насмехаемся над Богом, если на коленях вымаливаем у Него прощение нашим бесчисленным грехам, а сразу после того сажаем в темницу своего брата за один-единственный грех против нас. Не будем же обманываться, воистину Бог поругаем не бывает, над Ним нельзя насмеяться, Его невозможно обмануть. Мы никогда не удалены от его длани, как от милующей, так и от карающей. «Страшно впасть в руки Бога живаго» (Евр. 10:31)! А насколько страшно сие, показано далее в самой притче Христовой ст. 31.

Беседы на Евангелие.

Свт. Филарет (Дроздов)

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе

См. Толкование на Мф. 18:23

Прп. Иустин (Попович)

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе

См. Толкование на Мф. 18:23

Блж. Иероним Стридонский

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе

См. Толкование на Мф. 18:24

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе

См. Толкование на Мф. 18:28

Евфимий Зигабен

Ст. 29-30 Пад ибо клеврет его на нозе его, моляше его, глаголя: потерпи на мне, и вся воздам ти. Он же не хотяше, но вед всади его в темницу, дондеже воздаст должное

Не устыдился и теми же словами выраженной просьбы, по которой и сам получил прощение, – и не вспомнил по сходству о собственном несчастьи, но остался жесточе всякого зверя. А просьба их была не об одном и том же: он просил о талантах, а этот просит о динариях, он – о десяти тысячах, а этот – о стах, он – владыку, а этот – такого же раба. Владыка совершенно простил ему весь долг, а он не дал даже отсрочки такому же рабу, как сам.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе

См. Толкование на Мф. 18:28

Троицкие листки

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе

См. Толкование на Мф. 18:23