Толкования на Мф. 19:23

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие

Ст. 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно

Действительно, не столько имеют препятствий на пути ко спасению те, которые владеют немногим, сколько те, которые погружены в бездну богатства, - потому что страсть к богатству тогда бывает сильнее. И я никогда не перестану повторять, что приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего: возбуждая в них беспрестанно новые пожелания, заставляет чрез то сознавать всю свою нищету. Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть. Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что, когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью. Что же Христос? Яко неудобь богатые внидут в царствие небесное. Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в царствие небесное богатому, то что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в царствие небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности и как бы оправдаться пред ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь. Сказав здесь, что неудобно богатому войти в царствие небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. Удобнее, говорит, есть велбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие. А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить. Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: у человек сие невозможно, у Бога же вся возможна. Но отчего смущаются ученики, будучи бедны, и даже слишком бедны? Что их беспокоит? Оттого, что имели слишком сильную любовь ко всему человечеству, и уже принимая на себя должность его учителей, страшились за других, за спасение всех людей. Эта-то мысль очень много и смущала их, так что они великую имели нужду в утешении. Потому Иисус, посмотревши сначала на них, сказал: невозможная у человек возможна суть у Бога (Лк. XVIII, 27). Кротким и тихим взором Он успокоил волнующиеся их мысли, и разрешил недоумение (на это самое указывает и евангелист словами: воззрев), а потом ободряет их и словами, указывая на силу Божию, и таким образом возбуждая в них надежду. А ежели хочешь знать, каким образом и невозможное может быть возможным, то слушай. Не для того ведь сказал Христос: невозможная у человек возможна суть у Бога, чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, Он сказал это для того, чтобы ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с помощью Божьею ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие

Верблюдом (κάμηλον) Господь называет здесь не вьючное животное, но толстую веревку, к которой моряки привязывают якоря. И совершенно не бесцельно Он дает такое обозначение, но чрезмерно придирчивому [человеку] показывает, что это дело некоторым образом близко.

Фрагменты.

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие

Заносчивый юноша, когда ему повелевается исполнить закон, становится удрученным и опечаленным. Ведь народу этому крест и страдание - соблазн, а потому для юноши в них нет никакого спасения. Однако он хвалится законом, отвергает язычников-сонаследников и отказывается обратиться к евангельской свободе; тем самым трудно ему будет войти в Царство Небесное. Ведь немногие из них (а в сравнении со множеством язычников - очень редко кто) были иудеями, которые уверуют: трудно им обуздать свою волю, так долго твердевшую под законом, чтобы обратить ее к евангельской проповеди смирения. А вот верблюду пройти через игольные уши легче. Верблюд не может войти в отверстие иглы, как не может принять в себя это огромное животное узкое ушко иглы. В начале этой книги, обсуждая одежды Иоанна, я отметил, что верблюд означает язычников. Это животное подчиняется слову, сдерживается страхом, терпеливо воздерживается от пищи, дисциплинированно встает на колени, чтобы взять ношу. В таком сравнении дикость язычников смиряется послушанием Божьим заповедям. И тогда они встают на очень узкий путь в Царство Небесное, то есть отверстие иглы, которое и есть проповедь Евангельского слова. Им сшиваются раны тела, восстанавливаются разодранные одежды, и сама смерть оказывается пригвожденной. Таков путь этой новой проповеди, и на него легче встает слабость язычников, нежели изобилие богатого, то есть того, кто гордится законом.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Неудобь богатии внидут в царствие небесное; неудобно и мудрецы безумные мира сего войдут в простоту.

Прп. Иоанн Лествичник

Неудобь богатии внидут в царствие небесное; неудобно и мудрецы безумные мира сего войдут в простоту.

Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.

Прп. Иустин (Попович)

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 19:22

Блж. Иероним Стридонский

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное

Но каким образом Авраам, Исаак и Иаков, люди богатые, вошли, по свидетельству Господа, в Царство Небесное (Быт. 13 и 36), а также Матфей и Закхей, по словам Евангелия, после оставления ими богатства? Однако здесь нужно обратить внимание на то, что когда они вошли, то уже перестали быть богатыми. Таким образом, они до тех пор не входили, пока были богаты. Впрочем, хотя богатства с трудом делаются предметом презрения, однако Он не сказал: «Невозможно, чтобы богатый вошел в Царство Небесное», а сказал: «Трудно». Где указывается трудность, там не представляется невозможность, а только заявляется о трудности.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие

Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно. Некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, который употребляют моряки при бросании якорей.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иисус же рече учеником Своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное

Если богатому трудно войти, то любостяжательному совершенно не возможно. Если осуждается тот, кто не дает своего, то гораздо более тот, кто похищает чужое.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие

Игла - это Слово Божие, Которое есть Сам Сын Божий. Вершина иглы - острая и утонченная: утонченная в силу Его Божественности и острая в силу Его воплощения. Игла пряма и не имеет изгибов, то есть она не имеет отклонений. Раной Его страдания язычники теперь вошли в жизнь вечную. И только эта игла способна сшивать раны - Он снова сшил вместе разорванное Адамом одеяние бессмертия. Эта игла сшила вместе плоть и дух. Она соединила вместе иудеев и язычников, о чем апостол говорит: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (Еф. 2:14). Это та игла, которая воссоединила разрушенное содружество ангелов и человеков. Это та игла, которая прошивает и прокалывает, но не наносит раны.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 23-26 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно

В первых словах Иисуса Христа выражается трудность привязанному к богатству всею душою принять христианскую веру, исполнять ее правила и войти в царствие небесное. Под верблюдом одни разумеют животное, верблюда, другие толстые канат, употребляемый при бросании якорей для укрепления корабля. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Это – народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо. В словах: человекам это невозможно, Богу же все возможно, – Иисус Христос показывает апостолам, которые, судя по-человечески, думали, что отрешение от богатства есть дело невозможное, и потому из богатых никто не спасается, – что действительно для человека, без помощи Божией, это дело невозможное, но при помощи Божией все возможно: человек и совершенно может отрешиться богатства и при богатстве, не имея к нему привязанности, может быть истинным христианином и получить вечное спасение.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.


Здесь Господь высказал Свое учение о богатстве, именно о том, что трудно человеку, привязанному всею своею душою к богатству, принять христианскую веру, требующую не иметь такой привязанности, трудно для такого человека исполнять правила христианской веры, и таким образом войти в царство небесное: яко неудобь богатый внидет (трудно богатому войти) в царство небесное. Удобее (удобнее) есть вельбуду (верблюду) сквозе иглины уши проити. Удобнее верблюду и пр. — это народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно. Под вельбудом, или верблюдом одни из толкователей разумеют животное, для которого невозможно пройти в узкую дверь, наподобие иглиных ушей, которою едва проходит человек, другие — толстый канат, употребляемый на кораблях, который невозможно пропустить сквозь иглиные уши.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 19:22

Троицкие листки

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное

См. Толкование на Мф. 19:16