Толкования на Мф. 21:8

Свт. Иннокентий (Борисов)

Ст. 8-9 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних

Что касается самого образа вошествия в Иерусалим и его подробностей, то в этом отношении все явно соответствовало древнему пророчеству, причем с величайшей мудростью (Зах. 9,9). Несмотря на неизбежную торжественность, все было устроено так, чтобы исполнение пророчества не послужило пищей для народной мечтательности о земном царстве Мессии. Между почитателями Иисуса Христа было немало людей важных и богатых, которые по одному слову Его могли бы доставить Ему все нужное для того, чтобы явиться дочери Сионовой в величии Царя Израилева. Но Он не делает этого: является всему Иерусалиму с обычной для Него простотой, смирением, даже убожеством, Его именуют царем Израилевым, Ему поют «осанна», перед Ним сыплют ветви, постилают одежды – почести, выражающие величайшую любовь, искренность и силу усердия… Но где торжественная колесница? Где вооруженные слуги? Где царские украшения? – Все это заменено двенадцатью учениками, столь же убогими, как и Учитель, ослицей и осленком, взятыми на время у других!.. Самый последний из владельцев никогда не являлся в такой простоте и убожестве, как теперь – Иисус! Все, чем был украшен вход Его, состояло в непритворной радости и усердии народа и учеников Его, так что внимательный человек мог уже теперь видеть ту святую истину, изреченную впоследствии перед Пилатом, что царство Иисуса Христа не от мира сего.

Поэтому, вслед за отцами Церкви, можно сказать об этом торжественном входе, что целью Его было еще и намерение, одушевлявшее все поступки Иисуса, – уничтожить в уме Своих соотечественников мечту о земном царстве Мессии. В действительности, эта мечта была основана преимущественно на пророчествах, где Мессия описывается как царь. Иисус Христос всенародно показал теперь, как можно быть Царем-Мессией, описанным пророками, и в то же время быть совершенно чуждым земного владычества. После этого нет места такой ложной мысли, которая впоследствии распространилась среди иудеев, что пророчества о Мессии, по их резкой противоположности, можно согласовать, лишь допустив существование двух Мессий: одного – сильного, царя, Сына Давидова; другого – бесславного, страждущего и умирающего, от колена Ефремова. Иисус Христос, со Своим нравственно-духовным величием, со Своим страданием и смертью, совместил в Себе в данном случае то, что в предсказаниях пророков о Мессии казалось земным, частным и местным, – чувственное явление всему народу израильскому в виде царя, едущего на малом осле, – и принятие от Иерусалима всенародных почестей в качестве Сына Давидова.

Если бы, отметим еще, в торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим заключалось что-либо противное существовавшему тогда гражданскому порядку, что-либо неблагоприятное для правительства, то возможно ли, чтобы римская стража, всегда строгая, а особенно усугублявшая свою бдительность во время праздников, не обратила никакого внимания на этот вход? Но внимание не было обращено. – Возможно ли, чтобы это событие осталось совершенно неизвестным для игемона иудейского, человека подозрительного и весьма строгого, который для укрепления римской власти, не задумываясь, пускал в ход огонь и железо при малейшем подозрении? Но Пилат, как из всего видно, ничего не знал или не придал значения этому событию. Не очевидно ли после этого, что, по мнению самой римской стражи и начальства, – свидетельство, сильнее которого нельзя и желать, – вход Иисуса Христа в Иерусалим не только не заключал в себе ничего противного римской власти и выгодам кесаря, но и не нарушал обыкновенного порядка вещей.

Обратимся наконец к самим врагам Иисусовым: кто сильнее их мог клеветать на Него? И кто был более готов любыми средствами погубить Его? Однако же, при всей злобе своей, они не осмелились поставить Ему в вину вход Его в Иерусалим ни в синедрионе, ни перед Пилатом: так что дело это было чисто, невинно, свято.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Блж. Иероним Стридонский

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге

Множество же народа постилали свои одежды по дороге. - Здесь вы видите различие каждого лица. Апостолы возлагают одежды свои на ослицу, а толпа, имеющая менее важное значение, бросает их под ноги осла, чтобы он как-нибудь не натолкнулся на камень, не наступил на острые тернии и не скользнул в рытвину.

А другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. - От плодоносных деревьев нарезали ветвей и набросали по пути, - с деревьев, которыми была обсажена Елеонская гора, - чтобы испорченный путь сделать хорошим и чтобы уравнять неравное, и чтобы таким образом Христос, победитель демонов и пороков, с большим удобством и легкостью вступил в сердца верующих.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 8-9 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей - проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие - это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие - это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. «Я есмь путь» (Ин. 14:6), - говорит Он. Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ея, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. «Осанна» - по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а, по словам других, что вернее, - «спаси» нас. Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: «Ты ли Грядущий?» (Лк. 7:20), то есть Тот, пришествия которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня, и приготовляться к этому.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути: друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути

Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути

Показали, что считают Его более, чем за пророка; поэтому и воздали Ему великую почесть. Воскресив незадолго перед этим Лазаря, как говорит Иоанн, Он приобрел у них к Себе большое уважение. Отвергнем же и мы украшение тела ради Христа и украсим путь Его, отвергая богатства и страсти.

Друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути

Ветви эти были от масличных деревьев, так как тогда проходили через Масличную гору.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге

Одежды - это Божественное учение и духовная благодать. Ибо как позор наготы закрывается одеждой, так и зло нашей плоти покрывается благодатью. [Мы] были по природе чадами гнева, как и прочие (Еф. 2:3). Вот и Адам впоследствии увидел свою наготу грешника и прикрыл наготу смоковными листьями , то есть требованиями сурового закона. Бог же обещает Свою справедливость в том, что лишит милости Своей народ Иудеи, как Господь сказал через пророка Осию: и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее (Ос. 2:9). Итак, они покрыли себя одеждами, то есть заповедями и милостями, которые сами и получили от Христа, и надели их на иудеев и язычников, то есть передали их им. Ведь не мог бы поселиться в них Христос, если бы в них не было заповедей Его.

Конечно, когда Он поедет на ослице, эти одежды и ветви окажутся потоптанными. Одежды - это заповеди, как уже говорилось, а вот ветви - проявление благочестия. И заповеди закона, и проявления иудейского культа должны были оказаться растоптанными грядущим Христом. И они их подкладывали под ноги животного. Теперь посмотри, как апостолы постилали свои одежды на животное: учение апостольское распространяется на всех христиан…

Есть другой взгляд, согласно которому покрывающие своими одеждами ослицу и молодого осла являются апостолами и другими учителями, а одежды - красота и образ славы. Так Христос дал ученикам Своим славу, принятую от Отца, а уже апостолы, приняв ее от Христа, передали славу народам, так чтобы Христос пребывал среди нас, как Сам говорит: И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17:22). А множество народа, расстилавшее одежды свои по дороге, верило в обрезание, так что, видя Христа, им пришлось сбросить славу, которую они имели от закона. Смиряя себя, они говорят с апостолом Павлом: по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего (Флп. 3:6-8).

Прот. Иоанн Бухарев

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге

См. Толкование на Мф. 21:6

Лопухин А.П.

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге

(Мк. 11:8; Лк. 19:36). Лука не говорит о ветвях. Все это торжество было возможно более удобным путем для медленно вступающего в Иерусалим Нового и Великого Царя. Феофилакт замечает: “что касается прямого, исторического смысла, то подстилание одежд выражает великую честь.” Подобный же вход “с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями” совершил в Иерусалимскую крепость Симон Маккавей (1 Мак. 13:51; ср. 4 Цар. 9:13). Но тогда это было торжество победителя (“ибо сокрушен был великий враг Израиля”), теперь же это было торжество Царя, идущего на великие и страшные страдания, Отрока Господня, вступающего в Иерусалим для искупления человечества. Он, по словам Златоуста, и прежде часто приходил в Иерусалим, но никогда не входил в него так торжественно. “Конечно, это возможно было сделать и с самого начала, но было бы не нужно и бесполезно.”

Толковая Библия.

Троицкие листки

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге

См. Толкование на Мф. 21:1