Толкования на Мф. 21:20

Прп. Иустин (Попович)

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница

См. Толкование на Мф. 21:17

Блж. Августин

Ст. 20-21 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет

Теперь же, дабы сообщить эту истину, Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись.

Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, еще не время было собирания смокв (Мк. 11:13). Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого прообразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших.

Наоборот, будто бы вопреки Его обычному правилу милосердия, Он нашел зеленеющее дерево, еще не дающее плодов, поскольку время не пришло, но готовящееся дать плоды, - и что же Он делает? Иссушает его. Он как бы говорит человеку: «Мне нет радости в иссушении дерева. Поступая так, Я хочу довести до тебя, что действую не без основания, но ради того, чтобы ты научился: Я не дерево проклял, не бесчувственному дереву принес наказание; но Я тебя устрашил, кто бы ты ни оказался, - чтобы ты не подвел Христа, когда Он взалкает, дабы ты мог надеяться оказаться в поре созревания плодов, а не во время покрывания листвой».

<…> Я должен сообщить вам то, что всегда надо помнить при истолковании Писания. Все, что говорится или делается, надо понимать либо буквально, либо образно, но бывает, что надо соединить то и другое - буквальное толкование и образное значение. <…> Итак, Христос, желая дать нам поучение, хочет, чтобы мы приносили плоды, и предлагает нам такой образ - этот образ не вымысел, но достоин похвалы.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница

См. Толкование на Мф. 21:18

Блж. Феофилакт Болгарский

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница

См. толкование на Мф. 21:18

Евфимий Зигабен

И видевше ученицы дивишася, глаголюще: како абие изсше смоковница

Видя не сейчас, а на следующий день, так как Марк (11:19-21) сказал: и яко позде бысть, исхождаше вон из града. И утро мимоходяще, видеша смоковницу изсохшу из корения. И воспомянув Петр глагола Ему: Равви, виждь, смоковница, юже проклял еси, усше. Вспомнив о проклятии, указал Ему на смоковницу.

Толкование на евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 20-21 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет

Это [место] - невидимая гора, взращивающая не приносящие плодов деревья, каменистое и суровое место с крутыми утесами, пещерами и отвесными скалами, не пригодное для обитания людей, а лишь для зверей. Здесь нет долин, где бы можно было мирно отдохнуть, но только подъемы и спуски. Это как среди людей, восстающих против дьявола, одни возвышаются, а другие падают. Дьявол назван горой не в силу его величия, как у святых ангелов, но в силу кипящей в нем гордости; не в силу постоянства его добродетелей, но в силу неизменной и неисправимой его злобы.

Сдвиньте эту гору дальше от святых, среди которых пребывают вера, надежда и любовь, где раскинулись долины мира и бьют прекрасные источники учения, где луга изобилуют росой благодати, где райские птицы своим пением встречают вечную весну. Поднимись и ввергнись в море. Это значит - в этот мир, в котором воды соленые и непригодные для использования, то есть люди злые и никак не способствующие славе Божьей: даже текущие к ним потоки сладчайшей благодати Духа не способны очистить их. Напротив, их испорченность вредит сладким рекам благодати, текущим в море мира сего, в котором идут губительные сражения разных духов и где всегда правят сильные.

Лопухин А.П.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница

(Мк. 11:20-21). Событие это относят к третьему дню еврейской недели (по нашему вторнику) и, по-видимому, не без достаточных оснований. Евангелист Марк, рассказав об изгнании торгующих из храма и о том, что книжники и первосвященники искали, как бы погубить Христа (11:15-18), прибавляет: “когда же стало поздно, Он вышел вон из города.” С рассказом Марка, в сущности, согласен и рассказ Луки (19:45-48). Затем в 11: 20 Марк замечает: “поутру (πρωί, т.е. очень рано), проходя мимо, (ученики) увидели, что смоковница засохла до корня.” Этот и дальнейшие стихи Марка совпадают с разбираемым стихом Матфея и дальнейшими. На этом основании можно с большой вероятностью предполагать, что события, здесь рассказываемые, совершились не в тот день, когда “проклята” была смоковница, а на следующий, и в этом смысле следует толковать выражение Матфея “тотчас” (παραχρήμα). Хотя слово это и указывает на внезапность и быстроту, но ниоткуда не видно, чтобы ученики заметили, что смоковница начала сохнуть или тотчас же после слов Христа, или на возвратном пути из Иерусалима. Они заметили это на другой день рано утром, и слово “тотчас” должно, таким образом, понимать в смысле предшествующего дня и ночи. Иссушение смоковницы не совершилось мгновенно, но так быстро, что уже на другой день можно было заметить ее гибель. Это было чудо, на что указывает слово έθαύμασαν.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница

См. Толкование на Мф. 21:18