Толкования на Мф. 22:3

Свт. Иоанн Златоуст

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

См. Толкование на Мф. 22:1

Свт. Григорий Палама

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

См. Толкование на Мф. 22:2

Прп. Симеон Новый Богослов

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

Он послал рабов Своих звать званных на браки, но они не хотели пойти. Кто же были эти посланные? Пророки. А позванные? Евреи. Они и тогда, и с самого начала были позваны, но не хотели слушать звавших.

Слова (Слово 45-е).

Прп. Иустин (Попович)

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

См. Толкование на Мф. 22:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

и послал раба своего призвать приглашенных на брак, но они не хотели придти

Эту горькую истину мы видим и читаем в жизни людей не только нашего положительного века, но и всех времен. Господь чрез святое слово Свое, чрез голос совести и голос природы, также чрез обстоятельства жизни приглашает всех в небесный чертог. И как многие не хотят идти; как многие, пренебрегая приглашением, как будто чуждым, посторонним для них, отходят кто на поле свое, кто на куплю, кто [инуды] куда! Другие даже досаждают проповедникам Евангелия. Что же сделает праведный и долготерпеливый Царь? Страшно представить, что Он сделает со Своими дерзкими подданными: Он град их сожжет небесным огнем, то есть землю, на которой живут люди, спалит, как сухой хворост, для того, чтобы она никому не напоминала о черной неблагодарности подданных Небесного Царя. Где же будут неблагодарные? Они спасутся от стихийного огня – для того, чтобы быть вверженными во огнь вечный, не стихийный.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

Ст. 3-4 и послал раба своего призвать приглашенных на брак, но они не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир

Все верующие знают о сыне царя и его брачном пире. Приготовленный Господом обед доступен всем, кто достойно его принимает. Важно, чтобы каждый взвешивал, как он к нему подходит, даже если ему и не возбраняется на нем присутствовать.

Святое Писание учит нас тому, что есть два пира Господа: на один приходят добрые и злые , на другой злые не приходят. На тот пир, о котором мы только что слышали при чтении Евангелия, собрались и добрые, и злые гости. Все отказавшиеся прийти - злые, но не все пришедшие - добрые. Сейчас я обращаюсь к вам, добрым гостям на этом пире. Будьте внимательны к словам: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:29). Это вам я говорю: не ищите добра вне Церкви и переносите зло внутри нее.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

и послал раба своего призвать приглашенных на брак, но они не хотели придти

Несомненно, что это Моисей, через которого Он дал закон приглашенным. Если же мы прочитаем: рабов, как это содержится во многих списках, то это место должно быть отнесено к пророкам, потому что призываемые ими отвергли [призвание] с презрением.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

См. толкование на Мф. 22:1

Евфимий Зигабен

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

См. толкование на Мф. 22:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 3-7 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их

Званные на брак – это иудеи, которых преимущественно пред другими народами на земле Господь приготовлял к принятию веры Христа Спасителя. Первые звавшие иудеев рабы – это ветхозаветные проповедники, пророки. Вторые – это посланники Божии уже при появлении на земле Спасителя, новозаветные проповедники, каковы св. Иоанн Предтеча Христов и св. апостолы. Первые рабы звали просто; вторые звали, говоря от лица царева: обед мой я приготовил, тельцы мои и что откормлено, заколото… Здесь в зове вторых рабов, как новозаветных проповедников, под заколотыми тельцами разумеется нечистое тело и кровь закланнаго за грехи мира на кресте Агнца Божия, Иисуса Христа. Отказавшиеся от брачного пира – это иудеи, которые не уверовали во Христа Спасителя. Не уверовали одни под тем предлогом, что ушли на поле свое, на торговлю свою, т. е. потому что были очень привязаны к земному и думали видеть в Мессии земного, а не духовного царя. Иные же из званных оскорбили и убили звавших на пир, – это иудеи же, воздвигшие гонение на проповедников Христовых, и одних из сих, как, напр., апостолов Петра, Иоанна и Павла, заключали в узы, в темницу, секли, а других умертвили, напр., архидиакона Стефана, Иакова брата Господня и др. Чрез 36 лет после вознесения Господня последовало наказание иудеев, отвергших Господа Спасителя: Иерусалим и храм в нем были сожжены, жители одни были избиты мечом, другие изморены голодом, третьи рассеяны по всей земле (см. объясн. еванг. 13 нед.).

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Лопухин А.П.

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

Слова Христа имеют общий смысл и указывают вообще на лиц, посылаемых Богом для проповеди и привлечения людей в Его Царство. Слово κεκλημένους (позванные или званые) показывает, что гости уже были приглашены царем ранее, и посланные должны были только напомнить им о прежнем зове. Иоанн Златоуст и другие обращают внимание на то, что в притче о злых виноградарях сказано было, что Сын был убит виноградарями. Несмотря на это, в рассматриваемой притче люди призываются опять — на брачный пир Сына. Это дает Иоанну Златоусту повод думать, что первая притча относилась к событиям, которые окончились распятием Христа; а вторая — к событиям после Его воскресения. “Там Он изображается привлекающим их (людей) к Себе, прежде распятия Своего, а здесь — настоятельно привлекающим их к Себе и после распятия; и в то время, как надлежало их наказать тягчайшим образом, Он влечет их на брачный пир и удостаивает высочайшей чести.” Но мысль Христа, выясняющаяся при помощи сравнения обеих притчей, представляется более глубокой. Духовные отношения людей к Богу и Его духовному пиру могут не походить на отношения их к обыкновенным житейским торжествам. В обеих притчах выясняется одинаковая богословская истина, но с разных сторон. В духовном смысле страдания, смерть и воскресение Сына могут быть приравнены вполне к брачному пиру Агнца (Откр. 19:7; 21:9).

Толковая Библия.

Троицкие листки

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти

См. Толкование на Мф. 22:1