Толкования на Мф. 22:13

Свт. Григорий Палама

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

См. Толкование на Мф. 13:30

Омилия 27, произнесенная во время жатвы.


«Связавше ему руце и нозе возмите его», т.е. обложив его неизбежными муками, отделите его от обитания и содружества с радующимися. – «И вверзите во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом». Потому что справедливо связывают по рукам и ногам того, который уже в этой жизни связан путами своих грехов, – и став далеким от Бога, бывает брошен во тьму внешнюю, как не творивший в жизни своей светлых дел. А там, говорится, будет плач и скрежет зубов: ибо тот мрак является не только тьмой, но – и огнем неугасимым, к тому же исполненным неусыпающими червями. Итак, там будет плач и скрежет зубов по причине приражающихся нестерпимых страданий, охватывающих душу и тело, и нескончаемых воплей, по причине бесконечного и бесполезного там раскаяния.

Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

Не устремись безрассудно, не рассмотрев тщательно риз твоих, в ветхом, смрадном рубище на брак к Сыну Божию, на соединение с Ним, хотя ты и призван на этот брак, на который призван каждый христианин. Есть такие слуги у этого Домовладыки, которые свяжут тебе руки и ноги и ввергнут во тьму кромешную, чуждую Бога.

Слуги, власти которых предается дерзостный, не очищенный покаянием, напыщенный самомнением и высокоумием искатель любви и прочих возвышенных духовных состояний, демоны, ангелы отверженные. Тьма кромешная — слепота духа человеческого, состояние страстное, плотское. Грех и падшие духи властвуют в человеке, находящемся в этом состоянии. Он лишен нравственной свободы: руки и ноги его связаны. Связанием рук и ног означается утрата способности к Богоугодному жительству и к духовному преуспеянию. В этом состоянии находятся все самообольщенные. Из этого бедственного состояния выходит человек с сознанием своего заблуждения, отвержением его, вступлением в спасительное поприще покаяния.

Видение Христа.

Прп. Иоанн Лествичник

Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и «ввержен во тьму кромешную».

Слово 23. О безумной гордости.

Прп. Симеон Новый Богослов

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

См. Толкование на Мф. 22:11

Прп. Исаак Сирин

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

См. Толкование на Мф. 22:11

Прп. Иустин (Попович)

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

См. Толкование на Мф. 22:9

Блж. Августин

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

Подобающая одежда усматривается, конечно, в сердце, а не на теле, поскольку если бы она была внешней, то не осталась бы не замеченной слугами. А вот какой должна быть эта одежда, узнайте из таких слов: Священники Твои облекутся правдою (Пс. 131:9). Об этом же облачении правдою говорит апостол: только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор. 5:3). Вот так он, скрывшийся от слуг, оказался обнаруженным Господом. Был спрошен и молчал, был связан и выброшен - осужден один из многих.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (exteriorem, τό σκότος τό έξώτερον): там будет плач и скрежет зубов»

Связанные руки и ноги, плач очей и скрежет зубов, ты понимай в смысле доказательства истины воскресения или, может быть, и так, что руки и ноги связываются ему для того, чтобы они перестали делать зло и устремляться к пролитию крови. А в плаче очей и скрежете зубов образно через телесные члены показывается величина мучений.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

См. Толкование на Мф. 22:11

Евфимий Зигабен

Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом

Тогда рече царь слугам

Ангелам, служащим для наказания. Говорит о будущем, как о совершившемся, по обычаю притч.

Связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю

Связыванием называет прекращение деятельности, совершаемой руками и ногами. Тогда прекратится совершение каких бы то ни было грехов и ни одно действие не возможно для умилостивления, Настоящая жизнь есть время деятельности, а будущая – воздаяния. Связываются ноги, которые шествовали ко греху, и руки, которые совершали всякую неправду.

Ту будет плачь и скрежет зубом

Чтобы кто-либо не подумал, что таким наказанием будет просто тьма, т.е. лишение только света, присоединил, что там будет плач и скрежет зубов, указывая на страшные и нетерпимые муки. Послушаем же и мы, осквернившие свою душу порочной жизнью после омовения Божественным Крещением, и убоимся того, что нас не только изгоняют из брачного пира, но и пошлют на строжайшее наказание. Итак, нужно заботиться об одежде внутренней, а не о внешней, потому что заботясь о внешней, мы не будем в состоянии заботиться о внутренней. Может быть, кто-либо спросит, почему Церковь не соединяется лучше с Отцом, чем с Сыном? И услышит конечно: потому что вочеловечившийся Сын жил среди нее и потому что соединенная с Сыном, она соединяется и с Отцом, так как Сын сказал: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30), и: видевый Мене, виде Отца (Ин. 14:9).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

О связывании, узах, веревках много раз упоминается в Евангелиях (см. например, Мк. 3:27; 5:3 и проч.); о связывании и развязывании Христос говорил несколько раз. Слов: “возьмите его за руки и ноги” (άρατε αυτόν ποδών καί χειων) нет в лучших кодексах. Некоторые думают, что слова “там будет плач и скрежет зубов” не суть слова изображенного в притче царя, а Самого Христа, прибавленные к притче.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

См. Толкование на Мф. 22:1