Толкования на Мф. 22:16

Свт. Иоанн Златоуст

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице

См. Толкование на Мф. 22:15

Прп. Иустин (Попович)

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице

См. Толкование на Мф. 22:15

Блж. Иероним Стридонский

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице

См. Толкование на Мф. 22:15

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-22 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется: позволительно ли, давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли

Думая польстить и смягчить Его похвалами, они говорят вкрадчиво, в надежде, что Он, поддавшись их словам, скажет «не должно давать подать», а они на этом основании схватят Его, как мятежника, возмущающего народ против кесаря. Потому-то привели они с собой и иродиан, преданных царской власти. Говорят: «Ты не смотришь ни на какое лице», то есть ничего не станешь говорить в угоду Пилату или Ироду. Итак, скажи нам: должны ли мы быть данниками у людей и отдавать им подать, подобно тому, как Богу даем дидрахму, или же платить только Богу? Говорили это, как сказано, с такой целью: если Он скажет: «не должно платить дань кесарю», Его схватят и убьют, как сторонника Иуды и Февды, которые восставали против принесения жертв за имя кесаря. Но Иисус на основании изображения кесаря на монете вразумляет их: что носит на себе изображение кесаря и что, значит, принадлежит ему, то кесарю и надо отдавать. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных - Богу. Можно и так понимать: каждый из нас должен отдавать демону, этому кесарю преисподней, то, что принадлежит ему. Например, ты гневаешься: гнев - от кесаря, то есть от лукавого; направь же свой гнев на истинного виновника его; другими словами: гневайся и враждуй с дьяволом. Этим самым ты и Божие отдашь Богу: исполнишь Его веление. Еще понимание: мы двойственны, - состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны давать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас - душе, ей соответствующее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 22:15

Север Антиохийский

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице

Противники Иисуса ожидали, что один из двух вариантов ответа Иисуса окажется в их пользу: либо они ясно покажут, что Он неверно поступает в отношении закона Моисея, либо в отношении римских властей. «Действительно, если Он ответит, что нам нужно платить подать», то фарисеи неизбежно уловят Его вместе с теми, кто подчиняется римлянам, сказав: «Он уводит нас от закона Моисеева и от служения Богу. Он ведет нас под чужую власть и в чужой народ». Потому и говорит Лука: И не могли уловить Его в слове перед народом (Лк. 20:26). Ведь они публично, так сказать, при народе, спрашивают Его, чтобы настроить против Него народ. Если же Он не позволит платить подать, то иродиане тут же схватят Его как противника римских властей.

Посмотри, какова страсть лицемерия, как она скрывает враждебность и замысел человекоубийства иудеев под покровом лести, как ненавидящие без умысла оказывают почести, пытаясь причинить смерть. Правда, говорившие: мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9:28-29), называют Его учителем. Называвшие Его обманщиком и соблазнителем теперь говорят: мы знаем, что Ты справедлив. Пытавшиеся изо всех сил, со всей ревностью и невежеством противостоять Ему, говоря: «Человек этот не от Бога, потому что не наблюдает субботы», а также что Он действует «силою веельзевула, князя бесовского», свидетельствуют, что Он истинно пути Божию учит.

Соборные проповеди.

Евфимий Зигабен

И посылают к нему ученики своя со иродианы, глаголюще: Учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком

И посылают к Нему ученики своя со иродианы

Об иродианах сказано в двенадцатой главе. Златоуст говорит, что здесь под иродианами разумеются солдаты Ирода, которые в то время жили там и, вместе с тем, были подосланы фарисеями, как свидетели на тот случай, если бы Он что-нибудь ответил против кесаря. А Ирод был друг кесаря. Лука (20:20) яснее написал о посланных учениках, называя их лукавыми и притворяющимися в справедливости, по которой именно они спросили, и что их послали, чтобы уловить в каком-либо слове с тем, чтобы предать Его начальству и власти правителя. Они надеялись, что Христос ответит против кесаря.

Глаголюще: Учителю, вемы, яко истинен еси

Обрати внимание на бесстыдную лесть, которой они пользуются, желая возбудить в Нем гордость и расположить непременно к ответу. Но если Он справедлив, то зачем вы везде говорите, что Он обольщает народ (Ин. 7:12)?

И пути Божию воистинну учиши

И каким образом вы опять говорите, что Он не от Бога (Ин. 9:16)? Путем Божиим называют добродетель, по которой кто-либо идет к Богу.

И нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком

И это говорят, побуждая Его не стесняться кесаря и из страха пред ним не оставит без ответа вопрос. Действительно, все то, что они свидетельствовали о Нем, была правда, но высказали они это не добровольно, а чтобы осуществить замысел.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице

Фарисеи, замышляя уловить Христа, соответственно и приводят к Нему не слуг Божиих, не истинно верующих людей, а язычников-иродиан. Каков был их замысел, таковы были и мыслители. Ну а кто же мог замышлять против Христа, как не дьявол - противник Христа? А первосвященники между собой размышляли так: если мы одни, придя, спросим Христа, то если даже Он скажет, что не надо платить подать кесарю, то никто нам не поверит, потому что мы говорим против Него, а все давно знают, что мы - Его недруги. Так они присоединились к иродианам.

Свидетельство недругов, если даже оно правдиво, воспринимается с подозрительностью. Потому они и не хотели сами спрашивать Христа: они вызывали большое подозрение у Христа своей враждебностью и не могли подойти так, чтобы его не вызывать. Ведь явный враг лучше мнимого друга. С первым, поскольку его опасаешься, легче иметь дело; второй, поскольку о нем неизвестна правда, может возобладать. Итак, они послали своих учеников как людей, о которых меньше известно и поэтому вызывающих меньше подозрения, чтобы они могли скрыто и проще Его обмануть, или, если они окажутся уловленными, меньше перед Ним стыдились.

Они называют Его учителем, даже справедливым. Однако они только делали вид, будто им Он - учитель, достойный и достохвальный. Рассчитывали, что Он просто откроет им тайну сердца Своего, словно бы действительно хотели стать Его учениками. Таково первое средство лицемеров - мнимая похвала. Они хвалят того, кого хотят погубить: приятность похвалы должна постепенно, шаг за шагом, склонить сердца людей к простоте их благого намерения.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет

(Мк. 12:13-14; Лк. 20:20-22). Марк не различает фарисеев от их учеников, как Матфей, а Лука приписывает вопрос “первосвященникам и книжникам” (20:19), которые подослали ко Христу лукавых людей, неизвестно каких (20:20). По всему видно, что дело это было результатом сильной вражды, но в то же время и опасений всенародного обличения, и этим объясняется, почему некоторые враги Христа только, так сказать, высовывают свои головы из толпы, но сами не говорят ничего, подставляя вместо себя, хотя и лукавых, но неопытных или менее опытных в казуистике своих учеников, может быть, людей молодых. Если бы последние были всенародно обличены, то настоящим инициаторам всего этого дела не было бы стыдно пред народом. Кто были иродиане? Большинство экзегетов считает, что иродиане суть члены иудейской партии, преданной дому Ирода, имевшей скорее политический характер, чем иерархический.

Основание предложенного Христу вопроса находилось в господстве над Иудеею язычников-римлян. Это признавалось злом, к уничтожению которого следовало стремиться всеми силами. Налог, взимаемый в пользу язычников, противоречил теократической идее. В Иудее (а не в Галилее) происходили волнения, вождем которых сделался Иуда Галилеянин. Причиною его восстания был κήνσος, имущественный налог, который считался признаком рабства. Уплата налогов в пользу римлян началась в Иудее с 63 года до Р. X. С 6 г. по Р. X. вопрос о подати сделался жгучим. Предлагая Христу вопрос о подати кесарю, т.е. римскому императору, которым был тогда Тиверий, фарисеи и иродиане надеялись поставить Христа в безвыходное положение. Если Христос признает обязательность налога, то тем самым возбудит против себя народ, который в массе считал налог в пользу кесаря оскорбительным. Если же Христос отвергнет налог, то явится возмутителем против римской власти.

Толковая Библия.

Троицкие листки

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице

См. Толкование на Мф. 22:15