Толкования на Мф. 23:11

Свт. Иоанн Златоуст

Больший из вас да будет вам слуга

См. Толкование на Мф. 23:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

Поскольку повсеместно можно видеть, что учителя новых учений стремятся к достоинству учительства по любви к тщеславию и кичливости, Господь устраняет такой помысел и отсекает путь, ведущий к погибели. Итак, если ты желаешь, говорит Он, славы и первенства, ищи звания служителей и младших и подвизайся в смиренномудрии.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прп. Иустин (Попович)

Больший из вас да будет вам слуга

Большiй изъ васъ - чем великий, чем больший? - Богочеловеком. В чем величие Богочеловека? В смиренном служении людям, всем людям. «Я посреди васъ, какъ служащiй» (Лк. 22:27). В этом вся евангельская социология. Больший тем больший, что смиренно служит всем; меньший большего это тот, кто служит меньшему числу людей; малый - тот, кто служит только близким родственникам, а самый меньший - тот, кто не служит никому, кроме самого себя. Вот шкала величины людей. И еще: малый, малюсенький, самый маленький тот, кто требует, чтобы другие ему служили. Все такие - нехристова духа. Они в действительности и не знают, что есть главная, творческая, синтетическая, взаимосвязующая сила общества человеческого. Как не знают они, что такое человек, так не знают, и что такое общество. На самом деле, смирение - это основа и человека, и общества. Когда человек евангельски познает и измерит себя, тогда он бесконечно смиряется перед Богом Творцом и Жизнодавцем, Душедавцем и Телодавцем, Вседавцем. Он всем существом чувствует и знает: от Бога идет все прочное, бессмертное, вечное, ценное, богочеловеческое. Поэтому ему никогда не достаточно смиряться перед Богом. Он всегда искренно считает, что он недостаточно смирен перед Господом. Поэтому он постоянно унижаетъ себя и перед Богом, и перед людьми, и перед всеми тварями Божиими. Но, унижая себя, смиренный человек возвышаетъ себя в бессмертную и вечную Жизнь, в бессмертную и вечную Истину, в бессмертное и вечное Царство небесное. Насупротив смиренного человека стоит горделивец. Гордость? Чем же человек имеет право гордиться? Что он имеет, чего не получил: душа ли это, или сердце, или глаза, или совесть, или сознание, или ум, или разум, или тело, или чувства, или красота? Гордость - это самая разрушительная сила в человеческом мире: она разрушает и человека, и общество. На самом деле, ничто так не принижает и не уничтожает человека, как гордость. Она в основном есть сердце каждого греха, каждого порока, каждого падения, каждой гибели. Как смирение приводит ко всякой добродетели, так гордость ведет ко всякому пороку. Нет греха, которому гордость не была бы матерью, ни добродетели, которой не было бы матерью смирение.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Больший из вас да будет вам слуга

См. Толкование на Мф. 23:8

Блж. Феофилакт Болгарский

Больший из вас да будет вам слуга

См. Толкование на Мф. 23:8

Ориген

Ст. 11-12 Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

О, если бы это услышали все, особенно диаконы, пресвитеры и епископы, особенно те, кто думает, что не для них написаны слова: Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23:12). Из-за того, что они будто бы не знают слов: кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12), они не слышат Сказавшего: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Они возгордились и из-за гордости подпадают осуждению дьявола (1 Тим. 3:6) и не стремятся через смирение подняться от осуждения за гордость, хотя им следовало бы помнить слово премудрости, говорящей: Насколько ты велик, настолько уничижай себя, и обретешь милость пред Богом (см. Сир. 3:18). И это первым совершил Господь, потому что, насколько Он был велик, настолько уничижил Себя. Ибо Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп. 2:6- 9) и так далее.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Болий же в вас да будет вам слуга

Отвергнув тяжкий недуг властолюбия, научает затем, каким образом можно избежать его, именно подчинением, т.е. смирением. Далее говорит также о награде за превозношение и смирение, чтобы первое бросили, а второе приняли.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 11-12 Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится

На этом брачном пире, который - призвание Божье, иудеи рассчитывали быть первыми среди возлежащих. Вместо того они принижены были и оказались за язычниками. Язычники, понимавшие, что приглашения они не заслуживали, оказались впереди иудеев, которые раньше их были званы, ведь значение здесь имеет не первенство приглашения, а достоинство ответа на него. Иудеи приглашены были на обычный обед, язычники - на великий пир. Первых приглашали пророки, вторых - Сам Сын, бывший причиной пира. Иудеи избраны были Богом за отцов их, а язычники - за их собственную веру. Потому в другом месте относительно иудеев Христос говорит: когда ты будешь позван кем на брак [то есть брачный пир Христа], не садись на первое место (Лк. 14:8).

Лопухин А.П.

Больший из вас да будет вам слуга

(Мк. 9:35; Лк. 9:48 — в другой связи). Несомненно, что этими словами безусловно и бесповоротно осуждаются всевозможные претензии на господство. Фарисеи всегда стремились и стремятся властвовать и руководить людьми, среди которых живут, и за это их укоряет всенародно Спаситель. Что Христос здесь не отрицает власти и господства, видно из того, что, по Его мысли, могут быть среди людей “большие.” Но характер их совершенно не тот, какой обыкновенно свойствен властителям. Этот характер — служение людям из любви (διάκονος в отличие от δούλος). Всякий может стремиться к тому, чтобы превзойти других и, следовательно, сделаться “больше” их, получить над ними господство, в самоотверженном и полном любви служении людям; фактические, действительные властители те, которые принимают на себя это самоотверженное служение. Интересно замечание Оригена, показывающее, как смотрели на это в древности: qui enium habet in se quae Paulus enumerat de episcopo, etsi non est coram hominibus episcopus, episcopus est apud Deum, etsi поп per ordinationem hominum ad eum gradum pervenit. Конечно, по человеческой слабости и несовершенствам, главы и руководители могут уклоняться от этого идеала; но никогда не нужно забывать, что это — уклонения, а не идеал.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Больший из вас да будет вам слуга

См. Толкование на Мф. 23:1