Толкования на Мф. 23:24

Свт. Иоанн Златоуст

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

См. Толкование на Мф. 23:23

Свт. Кирилл Александрийский

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

См. Толкование на Мф. 23:21

Свт. Иларий Пиктавийский

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

См. Толкование на Мф. 23:21

Прп. Иустин (Попович)

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

Тяжела духовная слепота и потрясающе духовное безумие: вожди слепые оцеживаютъ комара, а верблюда поглощаютъ. Т.е. мелкое превращают в крупное, а крупное - в мелкое; второстепенное - в главное, а главное - во второстепенное; малое - в великое, а великое - в малое; солнце в песчинку, а песчинку - в солнце. Мерила для них совершенно перевернуты, извращены; отброшено все, что нормально, а ненормальное принято за нормальное, и еще: за мерило нормального. В этом состоит главное духовное падение всякого рода фарисейства. Это тип извращенного человека, человека, перевернутого вверх ногами: идет на голове, думает ногами; обожествляет каплю, презирает море; идолатризирует тварь, отвергает Творца. А все это ведет свое происхождение от изобретателя первоначального фарисейства: диавола. Ибо он первым провозгласил второстепенное главным, т.е. себя провозгласил главным, а Бога второстепенным; он первый второстепенным заменил главное, то есть собой - Бога. Его изобретение и идеал: тварью заменить Творца; вместо Творца поставить тварь. А когда этот принцип расширяется и созревает через человеческие души и логику, тогда тварь отрицает Творца; тогда: нет Бога, но есть мир, есть тварь, есть творение. Это верх формализма, гносеологического феноменализма, кантианского рационализма. Тут уже вся логика человеческая сжата в это понятие, в этот принцип: нет Творца, есть тварь. Действительно, все они оцеживаютъ комара, а верблюда поглощаютъ. Или, если этот принцип применяется к человеку, к человеческому существу, он гласит: человек не имеет души, но имеет тело; имеет кожу и кожуру, но не имеет сердца и ядра. Примененный к социологии, этот принцип гласил бы: люди - это кирпичи, механизмы, бездушные винтики в обществе, в человеческом сообществе, в человечестве. Нет свободных личностей, только автоматы. Одним словом: Вавилонская башня…

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

Много есть и ныне таких вождей. Они обращают внимание на мелочи и стоят за них, а предметы, стоящие внимания, пропускают мимо глаз и ушей.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

Я думаю, что верблюд соответственно смыслу настоящего места есть и правый суд, и милосердие, и вера, а комар - это десятины из мяты, аниса и тмина и остальных более дешевых овощей. Вопреки заповеди Господа мы поглощаем и оставляем в небрежении то, что велико, а в незначительном, - в том, что дает нам прибыль, - мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния (religionis).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

См. Толкование на Мф. 23:23

Ориген

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

См. Толкование на Мф. 23:21

Евфимий Зигабен

Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе

Маловажные требования закона вы строго соблюдаете, а в самых важных незаметно для себя погрешаете.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

Вожди слепые, как в 21:14; 23:16-17, 26 (ср. 1 Пет. 2:9; Рим. 2:19; Откр. 3:17). Только те вожди, которые слепы, могут заниматься такой пустой деятельностью, как “оцеживание” комаров. Они в действительности ни сами не могут двигаться вперед, ни вести за собою других, и сиднем сидят на одном месте, занимаясь самой ничтожной деятельностью. Но это не мешает им быть крайне злыми, кровожадными и алчными. Оцеживая комара, они думают, что исполняют закон Господень; но когда, вместо комара, пьют (так буквально — καταπίνοντες) целого верблюда, то не думают, что это противно закону. Верблюд, как животное большое, избран, очевидно, для противоположения такому маленькому животному, как комар. Комары “оцеживались” (διϋβλίζοντες), т.е. вода, вливаемая в сосуд, пропускалась через сито или полотенце, чтобы в сосуде не оказалось мертвого комара, который осквернил бы всю воду, и чтобы его при “оцеживании” можно было увидеть. Таким образом, цель оцеживания — предохранить себя от оскверненной трупом воды, которая, если бы оказался в ней комар, должна была быть вылита и заменена другою. Но, будучи слепы, книжники и фарисеи не замечали при этом, что вместо комара попадает в сосуд целый большой верблюд и они выпивают его вместе с водой, которую пьют из сосуда. Понятно, что это — гипербола, в которой содержится весьма тонкая и меткая характеристика всех лицемеров. Мнение, что вместо “верблюд” следует читать “овод,” “слепень” (asilum) ни на чем не основано.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие

См. Толкование на Мф. 23:23