Толкования на Мф. 24:12

Свт. Иоанн Златоуст

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

См. Толкование на Мф. 24:1

Прп. Иустин (Попович)

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

Умноженiе беззаконiя - знак присутствия диавола в мире. Ибо диавол - первый беззаконник и изобретатель беззакония. Что такое беззаконiе? - «Грехъ есть беззаконiе» (1 Ин. 3-4), до самого вхождения греха в мир миром владел Закон = Законие: Бог и Божие, т. е. то, что нормально, законно, божественно, добродетельно, на самом деле Бог есть единственный Закон, Всезакон. Воплощенный Бог Логос, Богочеловек Христос Своей безгрешностью показал, что Он действительно Всезакон, т. е. жизнь вся в Боге, по Богу, Богом, ради Бога. Грех вносит в Божий мир беспорядок, в закон - беззаконие. Размножение греха в мире размножает беспорядок, хаос, беззаконие. Чем ближе к концу мира, тем зло все больше раздражается на Господа Христа и христоносцев, почему диавол и выводит против них все больше и больше грехов, причем через людей, и таким образом увеличивается беспорядок, и хаос, и беззаконие, и мало чего остается от Божьего порядка, закона, рая. Глядя на бурное размножение беззакония, быстрое разрастание зла и греха, многие соблазнятся, потому что будут думать и говорить: если столько зла в мире, столько беспорядка, хаоса, беззакония, тогда - нет Бога над таким миром; если бы Он был, то воспрепятствовал бы или уменьшил зло и беззаконие. Из-за умножения беззакония во многихъ охладеетъ любовь к Богу и добру. Охладеетъ любовь тех, кто не имеет глубокой веры, которая провидит в божественные премудрые глубины Божьего промышления о мире и роде человеческом. «Господи, умножь въ насъ веру». Верой увеличивается любовь; маловерием она уменьшается, пока неверие совершенно ее не уничтожит.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

Замечено, что развратники, завистники, скупцы отличаются большим бессердечием. У них нет жалости к людям, сострадания. Что причина этого? Грехи. Они опустошают нашу душу, лишают ее самого лучшего украшения – любви! Не то видим у христиан, чистых душою и телом. Вот дивный старец преподобный Серафим Саровский. Сколько любви у него к самым тяжким преступникам! Преподобный кланялся всем приходящим к нему, целовал руки, приветствовал радостно во всякое время года пасхальным: «Христос Воскресе!» А детей как любил святой старец! Он не мог равнодушно видеть детей, брал их на руки и целовал! Когда смотришь на окружающую жизнь, то приходишь в ужас, до какого состояния доходят теперь люди и даже дети… Пришлось мне зимою идти по улице нашего села не по середине, а с краю, где ходят все люди (тротуара не было в том месте, где я шел). На меня чуть не налетели сани. Лошадью правил мальчик лет 14-ти с худым, злобным лицом. Я ему говорю: почему ты не свернул немного в сторону, ведь тебе все равно, где ехать (по всей улице и во всем селе был большой снег и хорошая санная дорога). Но он зло ответил с криком: ты сам поворачивай! Я ужаснулся этому озлоблению почти ребенка. Сам ли он дошел до такого ожесточения, или его успели научить… Во всяком случае, факт знаменательный! Кто бы я ни был, как бы ни учили ненавидеть священников, однако если я на свободе, хотя бы и в ссылке, то ведь могу, как всякий гражданин, ходить по селу без опасения быть израненным! Что я сделал этому мальчику? Ведь он меня как личность вовсе не знает. Меня обличает разве лишь одежда… При том ведь он видит пред собой человека в летах, гораздо старше его. Неужели мы дожили до того, что школьники давят лошадьми епископа, хотя бы и ссыльного? Я шел и думал: что выйдет из этого молодого хулигана? Если он теперь не задумываясь готов задавить человека, то что стоит ему впоследствии убить человека? Да. Несомненно, это шаг к разбою! А где причина? Причина в воспитании, в распространении мнения о том, что никакого греха нет, что обман, разврат и прочее – это не грех, что грех – это вообще предрассудок, так что самое слово «грех» берется в нашей печати в кавычки, как насмешливое! А нет греха – значит все возможно. Так основою преступлений и связанных с ними жестокостей, бессердечия и злобы меж людьми является неверие, отрицание и попирание всякого Божеского закона, беззаконие. И никогда не будет любви и сострадания к той стране, где отрицается Божественный Закон. Христос Спаситель указал любовь как норму человеческой жизни. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34–35).

Христос Богочеловек зовет людей к любви полной и самоотверженной – как Я возлюбил вас (Ин. 13:34), и дает силы нам исполняться этой любви через благодатные таинства, подаваемые в Церкви Божией. Чем ближе человек к Богу и Церкви, чем усерднее он молится и освящается таинствами Церкви: покаянием, причащением святых Христовых Таин, тем более он любит ближнего и выражает это вовне: в материальной помощи, в духовном утешении, молитве о нем. Кто гонит веру в Бога у людей и преданность Православной Церкви, в которой одной лишь благодатные таинства, тот закладывает фундамент общего озлобления, вражды, ненависти друг к другу. А кто сам верит в Бога, послушен Церкви и зовет к сему других, тот насаждает среди людей любовь, мир, радость, душевный покой – залоги внешнего преуспевания человеческой жизни.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12-13 И так как неправда распространяется широко (abundabit), то во многих местах охладеет любовь. Но кто будет тверд до конца тот спасется

Он не отрицает любви у всех, а только у многих; ибо много званых, но немного избранных, потому что в апостолах и подобных им сохранится любовь, о которой написано: Большие воды не могут потушить любви (Песн. 8:7). Также и (et ipse) апостол говорит: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод (Рим. 8:35) и прочее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

См. Толкование на Мф. 24:9

Евфимий Зигабен

И за умножение беззакония, изсякнет любы многих

Самым тяжким несчастьем будет то, что они не будут иметь утешения в любви. Любовью одни здесь называли странноприимство, а другие – сострадание. Смотри, сколько бедствий предсказал им, изощряя ко всему, укрепляя в великодушии и делая их непобедимыми.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 12-14 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

Кончина мира и антихрист должны пониматься согласно духовному смыслу Писания, так как ереси, глады, моры и тому подобное будут предшествовать и тому, и другому. Однако в конце на святом месте будет мерзость запустения - войско антихриста. Войско антихриста - все ереси, но особенно те, которые становятся на место Церкви и стоят на святом месте, словно слово истины, если даже это вовсе не слово истины, а мерзость запустения и войско антихриста, отделяющее многие души от Бога. Как об этом говорил апостол: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. (2 Фес. 2:4). Вот тогда все зло самых разных ересей, о которых прежде лишь слышали, окажется на святом месте, разоряя Церковь Христову. И, дав себе волю, они овладеют церквами полностью. Мы же здесь должны сказать, что слухи о войнах, голоде, землетрясениях, морах, ересях, отсутствии Слова, избиениях христиан, падении нравов уже и раньше были известны, со времен Константина до правления Феодосия.

Лопухин А.П.

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

Если в семье водворяется беззаконие или безнравственность, которая есть также беззаконие, то, как это всем известно, между членами семьи прекращается любовь. Это верно и относительно отдельных обществ, государств и народов. По отсутствию взаимной любви между гражданами всегда можно судить, что среди них водворилось беззаконие; по существованию и развитию беззакония можно заключать о прекращении среди граждан взаимной любви. В немногих словах здесь схвачена и выражена тончайшая народная психология.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

См. Толкование на Мф. 24:3