Толкования на Мф. 24:50

Свт. Иоанн Златоуст

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

См. Толкование на Мф. 24:48

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 50-51 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

Давайте исследуем, что означает быть рассеченным (Мф. 24:51). Когда в начале появился Адам, Бог, наделив его природу совершеннейшей красотой, делает Его причастником собственного Духа, ибо вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт. 2:7). Ведь поистине животворит Дух жизни, то есть Христа . После же того, как он по обольщению поскользнулся ко греху, Дух был отнят у него. А когда Бог Отец благоволил соединить все под главою Христом (Еф. 1:10) и возвратить природу человека к первоначальной красоте, мы по благодати обрели то, чего лишило нас вторжение греха, ибо Христос дунул на нас после Воскресения, обновляя нас в первоначальную красоту. Примите, - говорит, - Духа Святого (Ин. 20:22). Потому Дух объединяется с нами, ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17). Итак, если мы будем застигнуты за благочестивыми трудами, мы обретем в конце полноту, ныне обладая Духом словно бы в чине задатка, а если будем обличены в грехах, то лишимся и задатка Духа. Ибо Он отсекается и отнимается во время суда. Вот таково рассечение, скажем мы, о котором говорит здесь Господь, ибо невозможно кому-то быть преданным наказанию вместе с Духом.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прп. Иустин (Попович)

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

См. Толкование на Мф. 24:43

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 50-51 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

Он учит тому же самому, чтобы они знали, что Господь придет, когда они не думают о Нем, и увещевает к бодрствованию и заботливости. Далее слова: отделит его (или: разделит его - dividet eum) [имеют не то значение], что Он разсечет его мечом, но то значение, что он будет устранен от жребия святых, и что удел его положится вместе с лицемерами, - именно с теми, которые были на поле и которые работали жерновами, и однако не были оставлены. Мы много раз говорили, что лицемер одно показывает, а другим является в действительности; подобно этому и на поле, и у жерновов он показывается делающим то же, что и человек, принадлежащий Церкви, а конец [его дела] говорит о противоположном направлении воли (diversae voluntatis).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

См. Толкование на Мф. 24:48

Евфимий Зигабен

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

См. Толкование на Мф. 24:48

Анонимный комментарий

Ст. 50-51 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

И рассечет его - это означает, что он будет отделен от братства христиан. Злой раб не будет прославлен со святыми, не будет мягко наказан с совершившими незначительные прегрешения, а будет брошен вместе с лицемерами и неверными туда, где ожидает погибель тех, чьи нравы были ему примером. Добрый священник прославляется перед всеми не только за собственную праведность, но за праведность других, поскольку он - причина их праведности. Так же и грешный священник получает наказание суровее других не только за собственные грехи, но и за грехи других, потому что он - причина их грехов. Господь называет их не только лицемерами, но и неверными, ибо всякий лицемер неверен, хотя не всякий неверный - лицемер. <…> Человек, делающий вид, что принадлежит к Церкви, но поступающий против нее, и зовется лицемером.

Лопухин А.П.

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

(Лк. 12:46). Мысль та же, какая развита была в предыдущей речи — о неожиданности второго пришествия Христа, о необходимости постоянного бодрствования и ожидания и соответственного им поведения.

Толковая Библия.

Троицкие листки

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

См. Толкование на Мф. 24:42