Толкования на Мф. 25:9

Свт. Иоанн Златоуст

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

См. Толкование на Мф. 25:1

Свт. Иларий Пиктавийский

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

См. Толкование на Мф. 25:1

Свт. Феофан Затворник

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

См. Толкование на Мф. 25:1

Прп. Исидор Пелусиот

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

См. Толкование на Мф. 25:1

Прп. Иустин (Попович)

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

См. Толкование на Мф. 25:8

Блж. Августин

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Это ответ не дающих совет, а упрекающих. Почему они рассержены? Потому что были мудрыми, потому что мудрость была в них. Они не своей мудростью были мудры, но была в них та мудрость, о которой написано в некоем Писании, что мудрость скажет отвергшим ее, когда они впадут в зло, о котором она их предупреждала: За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (Притч. 1:26).

Пойдите лучше к продающим и купите себе - вы, никогда не желавшие жить добропорядочно, но лишь ради похвалы от людей, продававших вам масло. Кто они - продававшие масло? Это те, кто продает похвалы. А кто же их продает, как не льстецы? Сколь же лучше было бы для вас не соглашаться молчаливо с льстецами, а носить масло внутри себя и ради доброй совести вершить дела добра. Что же, идите к продающим, вы так привыкли поступать.

Мы же масла не дадим. Почему? Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. Что значит: не случилось недостатка? Это сказано не с отчаянием, но в трезвом и благочестивом смирении. Ведь хотя человек добрый имеет чистую совесть, но как ему знать, что рассудит о нем Тот, Кого невозможно обмануть? Он имеет чистую совесть; не прельщают его зародившиеся в сердце греховные помыслы. Но пусть и чиста его совесть, по причине повседневных грехов человеческой жизни он каждый день просит Бога: Прости нам долги наши, предполагая, что уже сделал то, что за этим следует: как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). Он разламывал хлеб для алчущего от сердца, он одевал нагого от сердца, из того масла внутри себя он творил дела добра - однако на том суде содрогнется даже его добрая совесть.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас

Они отвечают так не вследствие скупости, а из боязни. Действительно, ведь, каждый получит награду по делам своим, и в день суда добродетели одних не могут превысить пороков других. И как во время вавилонского пленения Иеремия не мог помочь грешникам, и ему говорится: Не проси за этот народ (Иер. 7:16): так и тот день будет страшен, потому что каждый должен будет заботиться о себе самом.

Пойдите лучше к продающим и купите себе. - Это масло продается и покупается дорогой ценой и приобретается великим трудом, - под этим мы разумеем все милостыни, добродетели и советы учителей.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

См. Толкование на Мф. 25:6

Епифаний Латинский

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему (Мф. 25:5-6). Подобно и благословенный апостол Павел говорил: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:16-17). Так те девы проснулись и поправили светильники свои. А неразумные сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут (Мф. 25:8). Угасала и бездействовала их духовная девственность, потому что не имели они дел благочестия и милосердия. А мудрые ответили: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Так, в день воскресения и суда всякий, как бы ни был богат делами святости, будет за себя страшиться - как бы у самого не оказалось недостатка.

Толкование на Евангелия.

Евфимий Зигабен

Отвещаша же мудрыя, глаголющя: еда како не достанет нам и вам: идите же паче к продающым и купите себе

Отвещаша же мудрыя, глаголюща: еда како не достанет нам и вам

Это было вполне благоразумно. Слова эти показывают, что никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно ее для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут. Это показывает ответ их.

…Идите же паче к продающим и купите себе

Так как они по разумной причине не могли дать, то по человеколюбию подают им совет. Продающие – это нищие, но в такое время они не продают.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

Ответ мудрых дев иногда считается черствым и даже “неблагородным.” Но Иероним замечает: “так (девы) отвечают не вследствие жадности, а из страха И как во время вавилонского плена Иеремия не мог помочь грешникам, и ему сказано было: “ты же не проси за этот народ” (Иер. 7:16), — так страшен будет и тот день, когда каждый должен будет думать только о себе.” Некоторые предполагали, что в ответе мудрых дев содержится простая ирония или насмешка над глупыми. Новейшие критики и экзегеты решительно отвергают такое толкование. Оно появилось, кажется, преимущественно потому, что если не принимать ответа за насмешку и если он был серьезен, то трудно объяснить, где и как глупые девы могли раздобыться маслом в ночное время, “когда все лавка были заперты.” Но дело это объясняется проще. Если мудрые девы советовали глупым идти и купить себе масла, то, значит, совет этот был удобоисполним. Из нижеследующего ст. 10 можно заключать, что глупые, действительно, раздобылись маслом, только это было уже слишком поздно; оно им, может быть, совсем и не понадобилось. По всей вероятности, продавцы жили где-нибудь по близости. Известно, что в жарких странах, как и в и Палестине, оживленная торговля производится, из-за дневной жары, ночью. Под “продающими” Златоуст разумеет “бедных.” “Видишь ли, какую пользу приносят нам бедные? Если ты устранишь их, то лишишься всякой надежды на спасение. Итак, здесь надлежит запастись елеем, чтобы там, когда потребует время, воспользоваться им: настоящее, а не будущее время есть время заготовления.” Та же мысль повторяется и Феофилактом. “Неразумные идут к продающим, т.е. к беднякам; это значит: они раскаялись, что не творили милостыни. Только теперь они узнают, что мы должны получать елей от бедных. Поэтому слова, что они ушли к продающим купить елея, означают то, что они в мысли своей ушли к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело милостыня.” Но в притче совсем не говорится о том, что продавцы — люди бедные.

Толковая Библия.

Троицкие листки

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

См. Толкование на Мф. 25:1