Толкования на Мф. 25:30

Свт. Иоанн Златоуст

а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 25:14

Прп. Иустин (Попович)

а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

Ленивый раб всю жизнь свою выткал на ткацком станке безбожничества, пряжей тьмы по основе мрака. Ибо его упорное скрывание Божиего таланта в земле, есть закапывание, прятание Божиего света. Местопребывание безбожничества и внебожничества все из мрака и тьмы, и все во тьме. В этом существо его бытия. «Бог есть свет», а диавол - тьма. Каждый грех это особая тьма, а все грехи вместе - это вечный мрак, ад, царство царя и творца тьмы. Любым своим без-божным и вне-божным поступком, чувством, мыслью, лукавый и ленивый раб вел себя тьмой во тьму внешнюю: в свое царство, в свою вечность, для которой он готовился всю жизнь. Посылая его во тьму внешнюю, Бог поступил как праведный и милосердый судия, ибо он его послал туда, куда он всем своим существом стремился и спешил. Бог бы был насильником и тираном, если бы Он его силой ввел и поселил в Своем небесном, Божественном царстве. Но и здесь Он поступает как Бог любви: Он не принуждает свободное творение, человека, силой войти в Его царство. Это было бы и неестественно, и нелогично. Ибо чтобы вечно жить в Царстве Божием, надо любить Бога: всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим, всей силой своей и всем существом своим добровольно принадлежать Богу.

В чем будет проходить вечная жизнь ленивого и лукавого раба? - в плаче и скрежете зубов. Плач? - От обиды на Бога за то, что Он Бог. Скрежет зубов? На все, что относится к Богу принадлежит Ему. Плач и скрежет зубов от немощи и злобы, что он не может причинить Богу вреда, оттеснить Бога, уничтожить Бога. Такой плач и скрежет зубов - удел всех безбожных гуманистов и гоминистов еще в этом мире.

Итак, Господь исполняет волю ленивого раба. Всю жизнь свою он хотел одного: скрыться от Бога, быть вне Бога. И Господь исполняет его желание: отпускает его от Себя в самую отдаленную тьму, откуда Бога не видно. Единственное дело там - плач и скрежет зубов против Бога. А это и есть то, чего ленивый раб по своей свободной воле и желал, и делал во время своей жизни на земле.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов

Господь свет есть; и кто изгоняется от Него вон, тот лишается света. А что такое плач и скрежет зубов, об этом мы сказали выше.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 25:20

Евфимий Зигабен

И неключимаго раба вверзите в тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом. Сия глаголя возгласи: имеяй ушы слышати да слышит

Не ограничил наказания только отнятием, но отослал даже для нового наказания, называя его неключимым, то есть негодным, как бесполезного и нерадивого. Смотри, какое страшное дело. Наказывается не потому, что сделал зло, но потому, что не сделал добра: уклонися, сказано, от зла и сотвори благо (Пс. 33:15). Помещенная в девятнадцатой главе (13 ст.) Евангелия от Луки притча о десяти минах – совершенно другая, хотя и сходна во многом. Там дары были равные, но прибыли и награды не равные. Эта притча рассуждает о различных дарах учительства, сообщенных не в равной степени, а та – о различных дарах, но сообщенных в одинаковой степени.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

Лк. 19:27 речь совершенно о другом предмете). Последних слов “сказав сие… да слышит!” помещенных в русском и славянском текстах, нет ни в каких древних кодексах и переводах, и они должны считаться неподлинными.

Справедливо указывают на разницу между речью к благим и верным рабам и – к лукавому и ленивому. Там сам господин приглашает верных рабов войти в его радость; здесь, как в 22:13, выбросить негодного раба повелевает своим слугам. О тьме внешней и проч. см. прим. к 8:12.

Рассмотренная притча, еще больше, чем притча о десяти девах, имела, имеет и будет иметь огромное практическое и жизненное значение. Она служит сильнейшим возбудителем христианской деятельности. Влияние ее было всегда велико. Практический смысл ее таков: не останавливайся ни пред чем, но пользуйся данным тебе от Бога талантом и употребляй его на служение Его Царству. Она служит противодействием и противоядием всякому застою, косности, лености, праздности, ретроградству и самодовольству. Неуклонное движение вперед на пути к самоусовершенствованию, непрерывная деятельность и развитие — это составляет главный постулат притчи. Мотив, выставленный для всего этого, еще более удивителен, чем в притче о десяти девах. Если бы какой-нибудь обыкновенный человек, скажем даже, отец семьи, стал побуждать людей к неусыпной, неугомонной деятельности, то указал бы, вероятно, на ее практическую пользу, выгоду, счастье, на необходимость движения, вред праздности и недеятельности. Спаситель указывает совершенно другой и своеобразный мотив. Когда Он придет снова, возвратится к Своим, то сурово, жестоко и без послаблений взыщет с каждого за правильное пользование данным ему талантом, и если не окажется прибыли, то строго накажет. Такой мотив поистине сделался движущей силою в среде христианских народов, и люди верующие и неверующие, все в сущности, сознательно и бессознательно, руководятся им в своей деятельности. Такого мотива не мог предложить никто, даже самый возвышеннейший религиозный учитель, кроме одного только — истинного Мессии.

Толковая Библия.

Троицкие листки

а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

См. Толкование на Мф. 25:14