Толкования на Мф. 26:21

Свт. Иоанн Златоуст

и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня

См. Толкование на Мф. 26:17

Блж. Иероним Стридонский

И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня

Тот, Который предсказал о страдании, предсказывает и о предателе, давая возможность раскаяться, т. е. чтобы [предатель], зная, что Ему известны помышления его и тайные намерения, раскаялся в своем поступке; и однако Он не обозначил нарочито [имени], чтобы тот, открыто уличенный, не сделался более бесстыдным. Господь показывает преступление вообще (in numero), чтобы сознающий его принес покаяние.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи

См. Толкование на Мф. 26:20

Ориген

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи

См. Толкование на Мф. 26:20

Евфимий Зигабен

И ядущым им, рече: аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя

Марк (14:18) присоединит: ядый со Мною, чтобы не подумали, что Иисус Христос говорит здесь об одном из уверовавших в Него, который не был из числа двенадцати учеников. Этим же негласно свидетельствовал Иуде, что знает его сердце. И ноги его умыл, чтобы вызвать к раскаянию, но он оставался непреклонным. Под преданием разумей выдачу: предал Его на смерть и выдал Его злоумышленникам.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня

(Мк. 14:18; Лк. 22:21; Ин. 13:21). Матфей, как и Марк, пропускают здесь длинные рассказы Лк. 22:15-18; 24-30 и Ин. 13:2-21. Порядок событий на вечери, по сравнению показаний евангелистов, был, вероятно, таков. После прибытия на вечерю Иисус Христос сказал слова, изложенные у Лк. 22:15-18; затем был спор между учениками о том, кто из них больше (Лк. 22:24), омовение ног (Ин. 13:2-11) и наставления по этому поводу (Лк. 22:25-30; Ин. 13:12-20). Некоторые полагают, что после этого было преломление хлеба Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19; 1 Кор. 11:23-24) и только затем обличение предателя, о чем рассказывается в разбираемом стихе. Но лучше и естественнее установление таинства относить ко времени после обличения Иуды, хотя у Луки и иной порядок.

Они ели пасхального агнца с пресным хлебом и горькими травами. Приготовление и постановка на столе “харосет” были необязательны. Но, по всей вероятности, и это блюдо — смесь из фруктов, в которую обмакивают горькие травы прежде чем вкушать, — стояло на столе.

Слова 21 стиха, по Матфею (и Марку), сказаны были до учреждения евхаристии; по Луке — после. Порядок, принятый Матфеем и Марком, вероятнее, хотя многие думают и иначе. Слова: один из вас предаст Меня, по всей вероятности, были ученикам не вполне понятны или даже совсем непонятны; они были настолько новы и неожиданны, что никто не мог понимать их действительного смысла, кроме Иуды. Остальные же апостолы могли понять их в том смысле, что Учителю грозит какая-нибудь опасность и что один из учеников сделается невольной и неразумной причиной этой опасности. О том, что Иуда вошел уже в сношения с первосвященниками, апостолы, очевидно, не знают.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня

См. Толкование на Мф. 26:17