Толкования на Мф. 26:74

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух

См. Толкование на Мф. 26:69

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 74-75 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько

В другом Евангелии мы читаем, что после отречения Петра и пения петуха, Спаситель посмотрел на Петра и взглядом Своим вызвал его к горьким слезам. Да и не могло быть того, чтобы человек, созерцавший свет мира, оставался во тьме отречения. - И выйдя вон, плакал горько. Сидя у входа в дом Каиафы, он не мог принести покаяния; вышел он из совета нечестивых, чтобы нечистоту робкого отречения омыть горькими слезами.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух

См. Толкование на Мф. 26:69

Ориген

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух

См. Толкование на Мф. 26:69

Евфимий Зигабен

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух

См. Толкование на Мф. 26:73

Лопухин А.П.

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух

(Мк. 14:71; Лк. 22:60; Ин. 18:27). Матфей, Лука и Иоанн говорят, что в это время петух пропел, подразумевается, в первый раз. Марк ясно указывает, что петух пропел во второй раз. Было много попыток объяснить это разноречие. Но оно не представляется особенно важным. Конечно, евангелисты не намерены были производить точного счета, сколько раз в это время пели петухи. Для них важна была больше самая личность Петра и обстоятельства его искушения, равно как и непредвиденно оригинальное, неожиданное и чисто историческое, а не вымышленное оправдание того, что было предсказано Христом. Сначала Петр просто отрекся; потом отрекся с клятвою. Для читателя русского Евангелия совсем незаметно усиление и, так сказать, наращивание клятвы. Это может быть понятно только читающему греческий текст. Вместо “клясться и божиться” в подлиннике теперь “проклинать” (καταθεματίζειν, но не καταθεματίζειν) и “клясться” (όμνύειν). У Марка — αναθεματίζειν — проклинать и όμνύσαι (клясться). Лука сильно сглаживает выражения первых двух синоптиков, а Иоанн (18:27) опять выражается кратко: “Петр опять отрекся, и тотчас запел петух.”

Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух

См. Толкование на Мф. 26:69