Толкования на Мф. 27:52

Свт. Иоанн Златоуст

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

См. Толкование на Мф. 27:45

Свт. Иннокентий (Борисов)

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

Кто эти воскресшие и сколько их?

Из слов св. Матфея видно только, что их было много и что все они были – святые, а кто именно и сколько – не видно. Поэтому одни из древних учителей полагали, что в это время воскресли многие патриархи и пророки, особенно те, которые находились в родственном союзе с Иисусом Христом, как Авраам, Давид; или служили прообразованием Его лица, как Иов и Мелхиседек. Другие, имея в виду, что давно умершим трудно быть узнанными, думали, что воскресшие теперь святые принадлежали к числу недавно умерших, каковы были Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иосиф Обрученник и проч. Можно добавить, что воскресли только те, кто погребен был в окрестностях Иерусалима; ибо древнейшее предание говорит, что скалы (в которых находились гробы) распались только около Иерусалима. Так называемое евангелие Никодимово решительно указывает в этом случае на воскресение двух сынов Симеона Богоприимца.

Когда последовало воскресение святых?

И здесь одни из древних верили, что они воскресли вместе с Иисусом Христом, Который после смерти Своей сошел во ад и извел их оттуда с Собой. Главной основой этого верования, кроме их образа мыслей о сошествии Иисуса Христа во ад и самом аде, служили слова апостола: «Иже» (Христос) «есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя» (Кол. 1, 18). Но большая часть отцов Церкви всегда считала, что воскресение святых последовало непосредственно за смертью Иисуса Христа. Такое мнение гораздо согласнее со словами евангелиста, который не отделяет по времени этого события от землетрясения и расторжения завесы. Вышеприведенные слова апостола не противоречат ему, иначе они противоречили бы воскресению всех людей, которые чудесным образом восстали из мертвых до Воскресения Христова или взяты на небо, подобно Илии и Еноху.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Прп. Иустин (Попович)

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

Но, вот правда, больше правды и о человеческом естестве: ибо в то время, когда живые люди на земле убивают Богочеловека, и осмеивают, тела усопшихъ святыхъ восстают из гробов для свидетельства: что смертью Богочеловека смерть побеждена, царство смерти и греха уничтожено. И еще: что смерть не в состоянии уничтожить человеческое существо, ибо воскресение его выводит живого таким, каким оно было, с признаками и отличиями каждой личности. Так объясняется, что те воскресшие святые после воскресения Христова явились многимъ, вошедши в святый градъ - Иерусалим (стих 53); а многие явились только тем, кто знал их во время жизни на земле. - Таким образом люди - первые вестники воскресения и победы Христа над смертью. Причем святые люди. Они - и оправдание человеческого естества и человека вообще. В самом деле, дивно быть человеком, и радость быть человеком, но только святым человеком, ибо он всем существом чувствует и знает, что Бог для него все и вся, и что его жизнь только тогда жизнь, когда она в Боге и ради Бога. Ибо он тогда чувствует, что смерть ему не может ничего сделать. Он остается бессмертным и вечным, даже если бы все смерти ада нападали на него со всех сторон.

См. также Толкование на Мф. 27:45

Блаж. Иероним Стридонский

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

См. Толкование на Мф. 27:51

Блаж. Феофилакт Болгарский

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

См. Толкование на Мф. 27:50

Евфимий Зигабен

И гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых восташа

И это совершилось для доказательства силы Иисуса Христа и для устрашения иудеев, чтобы они сообразили, что ожививший так легко мертвых еще легче мог бы умертвить живых, – а также для подтверждения долженствующего последовать Воскресения.

Лопухин А.П.

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

Смерть Христа и воскресение сопровождалось удивительными явлениями не только здесь на земле, но и в загробном мире. Они были совершенно новы. Если раньше воскресали люди, получая такое же смертное тело, как и прежде, то теперь воскресение походило на воскресение Самого Христа, святые воскресали с новым, прославленным телом и явились многим в Иерусалиме, хотя, как и Сам Христос, не жили среди них. Кто были эти “святые” и как они были узнаны, совершенно неизвестно.

Толковая Библия.

Троицкие листки

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

См. Толкование на Мф. 27:51