Толкования на Мк. 1:9

Свт. Григорий Богослов

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане

Он крестился как человек (ср. Мф. 3:16, Лк. 3:21), но разрешал грехи как Бог (ср. Ин. 1:29, Мф. 9:2). Крестился Он не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды.

О Сыне (Слово 29).

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-11 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Не за отпущением грехов Иисус приходит ко крещению, ибо греха Он не сотворил, равно и не для получения Духа Святаго, ибо как могло Иоанново крещение даровать Духа, когда оно не очищало грехов, как я сказал? Но и не для покаяния идет Он креститься, поскольку Он был больше самого Крестителя (Мф. 11:11). Итак, для чего же приходит? Без сомнения, для того, чтобы Иоанн объявил о Нем народу. Поскольку многие стеклись туда, то благоволил прийти, чтобы засвидетельствовану быть пред многими, кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить «всякую правду», то есть все заповеди Закона. Поскольку послушание крестящему пророку, как посланному от Бога, было также заповедь, то Христос исполняет и сию заповедь. Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый. При сошествии Святаго Духа тотчас изречено и свидетельство. Поскольку Отец говорил свыше: «Ты Сын Мой», то, чтобы слышавшие не подумали, что Он говорит об Иоанне, сходит на Иисуса Дух, показывая, что это сказано о Нем. Небеса же отверзаются для того, чтобы мы знали, что они отверзаются и нам, когда мы крещаемся.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 9-11 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Во онех днех (в те дни), т. е. когда проповедовал пришествие Мессии и крестил Иоанн, Предтеча Христов (чит. (Мк. 1:4-8).

Пришел из (прииде от) Назарета. В Евангелии Матфея повествуется, что, по возвращении из Египта, Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом поселились в Назарете, где жили прежде. Это был небольшой городок в одной из частей Палестины, так называемой Галилее (см карту). Здесь прожил Иисус Христос до 30-летнего возраста, до времени вступления Своего на дело общественного служения спaceнию рода человеческого. Это служение Он начал крещением у Иоанна, который уже проповедовал и крестил (чит. (Мк. 1:4-5). При объяснении сих стихов чит. и о значении крещения). По Евангелию св. Луки, Иисус Христос крестился, будучи 30-ти лет (Лк. 3:23).

В Синаксаре на Крещение Господне читаем: „Крестился Иисус Христос 30-ти лет, в таком возрасте, который у людей легко склоняется ко всякому греху. Ибо, как первый возраст, младенческий, по словам св. Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумение, второй, юношеский, возжигается вожделением плотским; так тридцатилетний возраст совершенного мужа порабощен корыстолюбию, тщеславию, гневу и всяким грехам. До сего возраста отложил Господь крещение, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных“. К этому времени Иоанн уже достаточно открыл иудейскому народу, кто – проповедуемый им Христос.

После крещения Иисус Христос имел выступить на дело искупления рода человеческого, а у Евреев был закон, который не допускал до священнического служения и до народного учительства ранее 30-летнего возраста (Чис. 4:3). О крещении Христовом евангелист Матфей написал подробнее, чем Марк. Там написано, что Иоанн удерживал Его, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14) т.е. не хотел крестить Господа по сознанию своего недостоинства, так как, по своему пророческому прозрению, узнал в Нем Мессию; но, напротив, сам желал принять от Него крещение. Но Иисус сказал Иоанну в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15), т. е. отложи пока свое человеческое рассуждение, потому что нам нужно исполнить закон (правду). Закон требовал очищения водой и жертвы, и приносящего жертву священника; Иисус же Христос готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте (Амвр. Мед.). Господь – законодатель, и потому прежде всего надлежало Ему Самому исполнить закон, и затем уже требовать исполнения его от других (Блаж. Иерон.).

Крестился Иисус Христос во-первых, для того, чтобы Своим крещением засвидетельствовать важность крещения Иоаннова, которое было приготовительным к Его крещению, и чрез это – Своим примером установить и освятить первое христианское таинство – крещение; освятить и самые воды, имеющие давать освящение в таинстве крещения (Амвр. Мед.). Тут, Он, Безгрешный, является, как Искупитель, принявший на Себя грехи человеческие и указующий средство к очищению их чрез крещение (Хр. Чт. 1853 г.).

«Приемля крещение от Иоанна, говорит св. Златоуст, Христос убеждал всех в необходимости принимать установленное Им крещение». Во-вторых, тут, во время крещения, Он был явлен Израилю и миру, как истинный Мессия, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа (Злат. и Мих.). Тут при крещении выразилось и смирение Господа ради нашего спасения: с рабами Господь, с виновными Судия, с грешными Безгрешный идет креститься. И абие восходя от воды (и когда выходил из воды). Если выходил из воды, то значит входил в воду. Это – прямое обличение тех, которые совершают крещение не чрез погружение, а чрез обливание (католики и др.). Видя разводящася (тотчас увидел Иоанн разверзающиеся) небеса, т.е. свод небесный, чувственное небо, наподобие того, как это бывает во время сильного блеска молнии. Духа, третье лицо Св. Троицы, яко (как) голубя, сходяща Нань (сходящего на Него), т. е. на Иисуса Христа).

Дух Святой сошел в виде голубя по причине чистоты и кротости этой птицы. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Св. в виде голубя возвещает разрешение грехов (Феоф.). Господь Иисус Христос, как Сын Божий, по Своему Божеству, неразлучен с Отцом и Духом и по человечеству всегда был исполнен Духа Святого, но Дух Св. сошел на Господа для того, чтобы в Нем познали люди Сына Божия, Спасителя мира; – чтобы в самом начале нового завета тайна Пресв. Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась ведению и слуху человеческому (Тр. Лист).

И глас был (бысть) с небес, т. е. от Бога Отца. Это было со стороны Бога Отца торжественное объявление Иисуса Мессией – Христом. Сын Мой возлюбленный, т. е. что Иисус Христос есть Сын Божий, второе лицо Пресв. Троицы, равночестное Отцу и Духу. В Котором все Мое благоволение (о Немже благоволих), т. е. в Нем – вся полнота Моей любви, и чрез Него изливается любовь и на всех людей. – Является вопрос: Если так ясно было засвидетельствовано Божество Иисуса Христа при крещении, почему же не уверовали в него Иудеи? – «Пo жестокосердию своему, отвечает св. Златоуст. Ибо и при Моисее много было чудес, но народ и после громов, труб и молний слил сeбе тельца, да и те же самые, которые были при крещении и видели после воскресение Лазаря, однако ж не только не уверовали в Того, Кто сотворил это чудо, но часто покушались даже убить Его». Когда душа находится в бесчувственности, развращении и зависти, то она не убеждается никакими словами. Впрочем, нельзя думать, будто явление Бога при крещении Иисуса Христа осталось бесплодным для всех.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане (Ср. Мф.3:13).

Евангелист Марк точно обозначает, что Христос пришел из Назарета (о Назарете см. комментарии к Мф.2:23).