Толкования на Мк. 3:17

Свт. Василий Великий

Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

Гром образуется, когда сухой и сильный ветер, заключенный в полостях облака и с напряжением вращающийся в этих облачных пустотах, ищет прохода наружу. Находящиеся под сильным давлением облака сопротивляются этому и, в результате трения о них ветра, производят такой резкий звук. Однако всякий раз, когда, подобно надутым водяным пузырям, они более не могут противостоять наполняющему их ветру и уже с трудом удерживают его в себе, то начинают совершать громовые удары, будучи с силой разрываемы и пропуская ветер к выходу вовне. Это же обычно производит и молнию. Таким образом Сам Господь, сущий на водах (ср. Пс. 28:3), творит великие громовые удары и посредством нежного естества воздуха производит такой чрезвычайный шум (ср. Ис. 29:6). Применительно к церковной жизни для нас громом возможно назвать также передачу людям догматов, которая посредством евангельского громогласия производится в душах уже совершенных, после принятия ими крещения. Ибо то, что Евангелие представляет из себя некое подобие грома, доказывают также и переименованные Господом ученики, которым Он публично присвоил имя «сыны грома».

Гомилии на Псалмы.

Свт. Евсевий Кесарийский

Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

Под громом здесь подразумевается евангельская проповедь. Ибо как громовой глас представляет собой небесный вопль, сила которого превосходит любой звук, издаваемый людьми, так и евангельская проповедь, тоже будучи по природе небесной, содержит в себе нечеловеческую мощь. Ведь не от человеческого намерения она происходит, но силою Бога наполняет весь мир.

Комментарии на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

Бывших с Иаковом Он назвал «сынами грома». Почему Он так сделал? Чтобы показать, что Он есть Тот, Кто дал Ветхий Завет и Кто в нем менял имена: Аврама назвал Авраамом (Быт. 17:5), Сару - Саррой (Быт. 17:15), Иакова - Израилем (Быт. 32:28). Существовало также такое обыкновение во времена Ветхого Завета: давать людям имена в знак того, что с ними произошло, как это делала Лия (Быт. 29:32, 30:11, 13, 18, 20). Было же это не просто так, но чтобы ношение имени служило напоминанием о Божьем благодеянии и чтобы пророчество имен внушало слышащим их постоянную память.

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Свт. Филарет (Дроздов)

Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

«Иакова… и Иоанна… Воанергес», то есть «сынами грома», или гремящими провозвестниками Евангелия.

Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Успенском Соборе августа 30). 1825

Блж. Феофилакт Болгарский

Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

См. Толкование на Мк. 3:13

Прот. Иоанн Бухарев

Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

См. Толкование на Мк. 3:16

Лопухин А.П.

Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

Ни евангелист Матфей, ни Лука не отделяют Андрея от его брата Симона, вероятно, имея при этом в виду, что оба брата были призваны к последованию за Христом в одно время. Но Марк на втором и третьем месте ставит сынов Зеведеевых, очевидно, в силу их признанного значения в кругу апостолов (Петра как «уста апостолов», всегда выступавшего от лица всех апостолов, Марк ставит, подобно евангелисту Матфею, на первом месте).

«Воанергес, то есть «сыны громовы»». Слово «Воанергес» происходит, очевидно, из двух слов: «воан» – арамейское слово, соответствующее еврейскому «бней» (от «баним») – «сыновья», и глагола «рагаш». Последний глагол в библейском еврейском языке не имеет значения «греметь», но мог иметь такое значение в простонародном еврейском языке во времена Христа. По крайней мере, в арабском языке есть глагол, близкий к этому, именно «раджаса», означающий «греметь грому». Почему так называл Господь Иакова и Иоанна – евангелист Марк не говорит, так что приходится в этом случае обращаться за разъяснением к Евангелию Луки. У последнего сообщается об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище – «сыны грома» (Лк. 9:54). Некоторые толкователи видели в этом прозвании намек на то могущественное впечатление, какое оказывали на слушателей своей проповедью оба брата (Евфимий Зигабен). Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом».