Толкования на Мк. 3:18

Блж. Феофилакт Болгарский

Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

См. Толкование на Мк. 3:13

Беда Достопочтенный

Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

Не следует оставлять без внимания тот факт, что у Матфея было два имени: его также называли Левием, т.е. именем, которое содержит в себе свидетельство об особенной благодати, которая ему была дана. Это имя переводится как «причисленный» или «избранный», что означает, что он избран был Богом и причислен к апостолам. Этим именем его предпочитали называть Марк и Лука, чтобы не слишком напоминать своему товарищу по трудам евангельским о его прежней жизни (ср. Мк. 2:14, Лк. 5:27). Потому и при составлении списка двенадцати апостолов они назвали его только Матфеем, не упомянув имени Левий (ср. Лк. 6:15). В дальнейшем сам Матфей, когда рассказывает, как он был призван с места сбора податей (ибо сказано: Праведник - первый обвинитель себе (Прит. 18:18)), называет себя обычным именем, однако в перечне двенадцати апостолов добавляет слово «мытарь»: Фома и Матфей мытарь (Мф. 10:3). Тем самым он вызывает больше доверия к делу спасения у мытарей и грешников.

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 18-19 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его

Варфоломея. Варфоломей – значит сын Фоломея; он иначе называется Нафанаилом (Ин. 1:45).

Матфея. Матфей иначе называется Левием, также Фаддеем.

Иакова Алфеева. Иаков сын Алфея был родным братом Матфея.

Фаддея. Фаддей иначе Леввей, это – Иуда Иаковлев (Лк. 6:16), Первое его имя – Иуда; Леввеем назван он, при избрании в апостольское звание, в отличие от соимённого ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.); Фаддеем же назван при крещении.

Симона Кананита. Название Кананит производят некоторые от города Каны, предполагая, что Симон происходил из этого города. Он прозывается еще Зилотом, т. е. ревнителем (Лк. 6:15; Деян. 1:13), потому что прежде призвания принадлежал к иудейской секте Зилотов – строгих ревнителей закона Моисеева, позволявших себе, впрочем, некоторые своевольства.

Иуду Искариотскаго. Так называется Иуда предатель потому, что происходил из города Кариота (Нав. 15:25). „Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, Иисуса Христа). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным“, замечает при этом Златоуст.

– Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 18-19 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского,который и предал Его

Объяснение имен апостолов см. в комментариях к Мф. 10:2–4. Выделив двенадцать, Христос этим самым положил основание Церкви как общества видимого и имеющего свою иерархию.