Толкования на Мк. 4:3

Свт. Иоанн Златоуст

слушайте: вот, вышел сеятель сеять

Что это за притча? Сказано: …вышел сеятель сеять. Откуда и как вышел Вездесущий и Всеисполняющий? Вышел не в смысле места, но в смысле отношения и попечения о нас, став ближе к нам через облечение в плоть. Поскольку не могли мы войти, так как прегрешения заграждали нам вход, то Он Сам вышел к нам.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Климент Римский

слушайте: вот, вышел сеятель сеять

Рассмотрим, возлюбленные, как Владыка постоянно показывает нам будущее Воскресение, начатком которого Он сделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых (ср. 1 Пет. 1:3). Увидим, возлюбленные, как воскресение совершается во всякое время. День и ночь являют нам воскресение: ночь ложится спать - день встает; день уходит - наступает ночь. Возьмем также плоды: как и каким образом происходит посев? Вышел сеятель и бросил семена в землю (ср. Мф. 13:3-9, Лк. 8:5-8), и они, упав на землю сухими и непокрытыми, истлевают. Затем из нетления величие промысла Владыки воскрешает их, и из одного вырастает множество и дает плод (ср. 1 Кор. 15:35-38). Также рассмотрим необычайное знамение, бывающее в восточных странах, то есть в Аравии. Ибо там находится птица по имени «феникс». Будучи единственным отпрыском, она живет пятьсот лет. Приближаясь же ко времени смерти, она делает себе гнездо из Ливана и смирны, а также разных других благовоний и по исполнении времени в него ложится и умирает. После этого из ее сгнивающей плоти рождается некий червь, который, питаясь соками умершего животного, со временем оперяется. Затем, когда вырастает большим, он берет гнездо с лежащими в нем костями его предка и с этою ношею перелетает из Аравийской земли в Египет, в город, называемый Гелиополь; и прилетая днем, на виду у всех кладет гнездо на алтарь солнца и улетает обратно. Тогда жрецы смотрят в свои летописи и обнаруживают, что он прилетал по исполнении пятисот лет. Так и мы, посчитаем ли великим и удивительным, если Создатель всего сотворит воскресение тем, кто в уповании благой веры (ср. Лк. 14:14, Ин. 5:29) достойно Ему послужил, раз Он и с помощью птицы открыл нам величие Своего обещания?!

Первое послание к Коринфянам.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Вот, вышел сеятель сеять

Семя есть слово Божие (Лк. 8:11), а сеятель — Господь. Он вышел в мир сеять семена Своего Божественного слова, семена жизни, сеет до сих пор и будет сеять до скончания века. Так незримый Господь ходит и ныне по вселенной. Он ходит по дорогам и распутьям, по городам и селениям и по домам и бездомьям. Дни и ночи ходит Он, спасая человеческие души. И каждому человеку на тропе его жизни встречается Господь и каждого обвеет Своим дыханием… Сладкий миг. И вместе — о, какой это страшный момент! Неужели не откликнется душа? Неужели не повернется к Божественному призыву? Неужели она лишь на миг всколыхнется и разойдется со Христом, и опять поскользит по зыбкому распутью? Веяние Божия зова слышится в голосе совести, в призывах Церкви, в обстоятельствах жизни. Бывают и особые призывы Божии, как явные встречи с Христом. Душе надо откликнуться, надо схватить этот славный миг и отдаться милующему Богу. Какие условия отклика?

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прав. Иоанн Кронштадтский

слушайте: вот, вышел сеятель сеять

Истинно творческая премудрость, или всеведение, видны в этой притче. Спаситель в совершенной ясности знал, что бывает и будет во все времена со словом Божиим. Господь видел пред Собою много народа, который с жадностию слушал Его учение, но в то же время видел и расположения душевные всех и каждого и потому направил эту притчу против всех как обличение и, вместе, как урок.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

слушайте: вот, вышел сеятель сеять

См. Толкование на Мк. 4:2

Прот. Иоанн Бухарев

слушайте: вот, вышел сеятель сеять

Господь предлагает притчу о сеятеле. В этой притче, под образом сеяния семени на поле, Он представляет дело Своего проповедания или учения: так как между тем и другим большое сходство. 1) Как сеятель бросает семя на землю, так Он или всякий проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей. 2) Как из земли произрастают растения и плоды, так от учения происходят в жизни слушателей добрые дела. 3) Семя произрастает различно – хорошо растёт на хорошо приготовленной, худо – на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение, а иные слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учения. В притче о сеятеле Господь показывает, как трудно устроение царства Христова или Церкви Божией среди испорченных грехом людей.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 3-9 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит

Первая притча – о сеятеле, которая приводится в этих стихах, представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея (Мф. 13:3–9). Но евангелист Марк является здесь более других синоптиков (ср. Лк. 8:4–8) щедрым в сообщении деталей притчи. Так, он один имеет выражения: «и оно не дало плода» (стих 7), плод «взошел и вырос» (стих 8) и др.