Толкования на Мк. 4:4

Свт. Иоанн Златоуст

и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то

Подобно тому, как сеятель не разграничивает лежащую перед ним пашню, но разбрасывает семена попросту и без различения (ср. Рим. 5:15), так и Он не отделяет бедного от богатого, мудрого от немудрого, легкомысленного от усердного, мужественного от трусливого, но говорит со всеми, исполняя Свою часть, хотя и знает заранее, что будет… Почему же, скажи мне, большая часть посева погибла? Не из- за сеятеля, но из-за принимающей почвы, то есть из-за не слышащей души… Рассказывает же эту притчу для упражнения и наставления учеников, чтобы те не падали духом, несмотря на то что погибающих более, нежели принимающих слово. Ведь и с Владыкой то же самое произошло, тем не менее Он, хотя, конечно же, знал, что так будет, не отступился от сеяния. Но какой же был смысл, спросят, сеять по терниям, на камнях, при дороге? Применительно к семенам и почве - никакого, а применительно к душам и учению это было очень даже похвально. Земледельцу справедливо поставили бы это в вину, если бы он так поступил, ибо камень не может стать почвой, дорога - перестать быть дорогой, а тернии - не быть терниями. Но с разумными существами не так. Ибо камень может измениться и стать плодородной землей; дорога - перестать быть местом топтания, доступным всем проходящим, и сделаться плодородною пашней; и тернии могут исчезнуть, так что семена получат большую свободу. Если бы то было невозможно, Он бы не сеял. Перемена, однако, произошла не со всеми, но это не из-за Сеятеля, а из- за тех, кто не желает меняться. Ибо Свою часть Он устроил.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 4, 15 И, когда сеял (сеятель), случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то… Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их

Вот первое условие отклика: не держи душу при дороге, где ходят враги, где топчутся ноги тысяч людей, где дует ветер, где наметается мусор. Дорога эта — «внешнее» жизни. Это — распутье земли. Ведь нашим господином является зло, дьявол… А за ним и с ним все дети зла: и разнообразные силы торжества греха (грубость, жестокость, насилие, развращенность и прочее, прочее без конца), и рассеянность сменяющихся жизненных влияний. Как в таких условиях Божие семя может дать рост? Вот Божией волей семя попало в душу, и тяжелые ступни торжествующего зла потоптали его (семя «было потоптано» — Лк. 8:5), а птицы — рассеянность — поклевали его, и опять душа осталась пустой, ветер дороги бьет ее и холодно ей и неуютно… Не держи душу при дороге! Держи ее за оградой, которою оградил ее Отец Небесный.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то

См. Толкование на Мк. 4:2

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 4-8 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто

И приплодовавше на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (и принесло плод иное семя тридцать, иное шестьдесят, и иное сто). Это, конечно, зависит от того, как приготовлена и удобрена почва под посев.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то

См. Толкование на Мк. 4:3