Толкования на Мк. 4:11

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 11-12 И сказал им (ученикам): вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем, внешним, все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи

Вот слово большой радости, а вместе и трепета! В отношении ко Христу одни люди — слушатели. Послушали и ушли… Другие — ученики и последователи. Эти остались, чтобы наполниться словом Господним и следовать слову. Первые — «внешние», вторые, очевидно, «свои». Первые смотрят и не видят, слышат, а не разумеют. Вторые проникают в невидимое, и им открыты тайны Царствия Божия. Вникай, вникай! У настоящих учеников открыты глаза, и они видят тайны Божия Царства. Они, зрячие, знают, куда идут, и знают, что только один путь… Они, счастливые, бегут во свете к одной своей цели, потому что в сердце у них открытая им тайна. Она влечет их! Господи! Как же блаженны видящие! Как счастливы ходящие во свете! Им открыты Твои тайны, и Твое Царство влечет их. И как жалки невидящие! Они бродят в потемках… И нудно ползут своими земными путями, «да не обратятся и прощены будут грехи их». Так и есть в жизни! Один человек и в Бога верит, и в церковь ходит, а нет в нем жизни, и видно, что еще нет у него правды в пути. У него все заслоняет своя маленькая жизнь и свои заботы. Они впереди, а Христос к случаю, когда понадобится. И вот, такой человек топчется и ползет… И, конечно, ничего он не видит. Жизни своей не видит… Хотя он слушает слово жизни, но заткнуты у него уши и ничего не доходит до его души. И он по-прежнему, без пользы и радости для себя, топчется вокруг Христа и около стен церковных, и нудно тянется его жизнь. Это — «внешний». Другой, посмотришь, загорелся… Поистине, как сказал Господь, как будто у человека открылись глаза. Да, воистину открываются у человека глаза, потому что он начинает видеть одну цель жизни, видит один путь, легко выбирает нужное в жизни, откидывает ненужное, и с душевным спокойствием, Богу содействующу, твердо, во свете и радости он пойдет по своей дороге. Тогда же ему открываются «Божии тайны». Ведь он же идет к Божию Царству! И чем он ближе к своей цели, тем она доступней, ясней, видней.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах

См. Толкование на Мк. 4:2

Ориген

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах

Быстрое исцеление может пойти не во благо исцеляемым, когда те из них, кто по своей вине попал в это тяжелое положение, легко избавляются от постигших их тягот. Ибо, пренебрегая постигшим их злом как легко исцелимым, они, не остерегаясь, чтобы во второй раз не впасть в него, вновь в нем оказываются. Для таких вечный Бог, Который знает все потаенное и «знает все прежде бытия его» (ср. Дан. 13:42), по Своей доброте откладывает быстрейшую помощь и, так сказать, помогает не помогая, потому что это идет им на пользу. Потому естественно, что и в отношении внешних, о которых здесь идет речь… Господь устроил так, что они не смогли услышать ясно о вещах более глубоких, чтобы, быстро обратившись и излечившись через прощение, они не признали бы раны порока чересчур легкими и удобоизлечимыми и вскоре не впали бы в него снова.

О началах.

Прот. Иоанн Бухарев

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах

Тайны Царствия Божия, это – истины относительно устраиваемого царства Христова (о царстве чит. в объясн. Мк.1:15), истины совершенно непостижимые для ума человеческого, или постижимые, но только сокрытые от других и известные не всем; таковы: тайна Св. Троицы, тайна воплощения Сына Божия, тайна крестной смерти Спасителя и распространения Евангелия по всему миру. Апостолам, как ближайшим ученикам Христовым, дано было от Бога, чрез просвещение их ума, знание этих тайн прямо, без объяснения их притчами, хотя пока, до сошествия на них Духа Святого, и не совершенное знание. С другой стороны, Апостолам дано знать тайны царствия Божия потому, что они сами предназначались быть проповедниками этих тайн.

Оным же (а тем) внешним, т. е. народу. У Евреев внешними назывались люди неиудейского происхождения и также неученые, не посвященные в тайны знания, – простой народ. В притчах вся бывают, т. е. учение о тайнах царствия Божия предлагается и должно предлагаться в притчах. Народу не дано прямое знание тайн Божиих не потому, чтобы Бог не хотел этого, но потому, что народ сам не способен был принимать эти тайны, (как это далее объясняет Господь); неспособен же потому, что он нравственно не развит, и по этой причине мысли его о царстве Мессии были грубы, например, он думал, что это царство будет подобно земным царствам.

„Господь говорил притчами, пишет св. Златоуст для того, чтобы сделать слова свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже напечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам. Притча действует не на один ум, но и на сердце и воображение слушателя, и потому истина, в ней предлагаемая, легче удерживается в памяти. Притчи Христовы отличаются от всех других необыкновенною простотой, ясностью, чистотой и важностью. Содержание их по большей части заимствовано от предметов, занятий и обстоятельств обыденной жизни, что делает их понятными для всех. Они относятся к Самому Господу, как Спасителю мира, к Его жизни, учению, царству или церкви и указывают на отношения к Нему людей разного рода (Мих.). Касательно объяснения притчей св. Златоуст замечает следующее: „в притче не нужно все изъяснять по буквальному смыслу, но, узнав цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать“ (Толк. на Мф. 20:1), т. е. не всякую частную черту образа или подобия в притче непременно нужно объяснять, потому что не всякая частная черта в ней имеет значение.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах

См. Толкование на Мк 4:10