Толкования на Мк. 4:33

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Проповедовал (Господь) им (ученикам) слово, сколько они могли слышать

Уразуменье Божия слова дается по мере твоей внутренней способности воспринять это слово, а потому молись с пророком: «Открой очи мои (глаза моей души), и увижу чудеса (уразумею всю чудесную глубину) закона Твоего» (Пс. 118:18).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать

См. Толкование на Мк 4:30

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 33-34 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все

Им, т. е. народу, слово, это – учение о царствии Божием, якоже можаху слышати (сколько могли слышать), т. е. понимать проповедуемое учение. Без притчи же не глаголаше им словесе (не говорил), т. е. не говорил в это именно время; но в другое время Господь говорил и открыто, без всяких притчей, так как Он учил не одними только притчами (Мф. 13:34). Особь же (наедине) учеником Своим сказаше вся (изъяснял все): потому что ученики, обращаясь постоянно с Господом, были уже более способны понимать учение Его, чем простой народ – им уже дано было, как сказал им Сам Господь, знать тайны царствия Божия (Мф. 13:11). С другой же стороны, так как Апостолы и сами скоро должны были сделаться учителями вселенной; то и необходимо было для Господа особенно приготовлять их к сему делу – объяснять им наедине то, что говорилось народу притчами.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 33-34 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все

Евангелист заключает отдел притчей тремя замечаниями о приточном способе учения Христова. Прежде всего он сообщает, что «таковыми», т. е. подобного рода притчами Господь обычно говорил «им», т. е. народу (ср. стих 1). При этом Господь принимал во внимание способность Своих слушателей к слушанию и разумению Его учения – говорил так и столь долго притчами, насколько народ мог без утомления Его слушать. Во-вторых, евангелист отмечает, что Господь каждую Свою проповедь непременно соединял с какой-нибудь притчей или же облекал в фигуральные выражения. В-третьих, евангелист отмечает, что Господь «наедине», после, всё разъяснял Своим ученикам. Отсюда с очевидностью выходит, что народ вообще не понимал как должно приточного учения Христа о Царстве Небесном и видел во Христе простого нравоучителя, подобного тем раввинам, которые для иллюстрирования своих положений нередко прибегали к разного рода притчам.