Толкования на Мк. 4:37

Свт. Афанасий Великий

И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою

Сам Господь испытывал своих учеников, когда спал во время грозы, преклонившись на возглавие, ибо совершил чудо, способное устыдить даже нечестивых. Проснувшись, Он запретил морю и усмирил бурю, и тем самым с полной очевидностью доказал две вещи: во- первых, что буря на море была вызвана не столько ветром, сколько страхом перед Господом, пересекающим море (ср. Мф. 14:26, Мк. 6:48, Ин. 6:19); а во-вторых, что усмиривший бурю Господь есть не тварь, но Творец.


Они разбудили Слово, плывущее с ними на лодке, и море тотчас улеглось, повинуясь своему Господину. Они же, будучи спасены, сделались проповедниками и учителями, рассказывая о чудесах, совершенных нашим Спасителем, и призывая нас следовать их примеру.

Праздничные послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою

См. Толкование на Мк 4:35

Прот. Иоанн Бухарев

И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою

Так как Галилейское озеро (о нем чит. в объясн. Мк. 1:16) окружено горами; то, при появлении ветра быстро, часто совершенно внезапно, происходили тут сильные бури: ветер, вырываясь из-за гор, производил их. Бури эти были опасны для пловцов. Волны же вливахуся в корабль (били в лодку) и пр. Рыболовная лодка, в которой плыли, была, конечно, невелика, потому волны и заливали ее.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 37-41 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему

В общем, само утишение бури евангелист Марк передает согласно с Матфеем, но все-таки у него есть некоторые особенные детали. Он замечает, что Христос спал «на возглавии», т. е. на подушке кормчего. Затем ученики обращаются ко Христу не в тоне просьбы, как в Евангелии Матфея, а в тоне упрека («Учитель»; у Матфея – «Господь»). Далее Господь обращается с приказаниями к морю и упрекает учеников в слабости веры. Что касается того вопроса, кто «убоялся» и рассуждал о величии Христа, то на основании сделанного выше замечания о поплывших за Христом людях (стих 36) можно полагать, что и эти люди вместе с учениками узнали о произведенном Христом чуде и также дивились Его чудотворной силе. Но само чудо имело в виду, главным образом, учеников Христовых, которым нужно было внушить уверенность в том, что их Учитель, Который скоро должен был послать их на проповедь Евангелия, всегда может защитить их от самых больших опасностей.