Толкования на Мк. 5:43

Сщмч. Григорий (Лебедев)

(Совершив чудо воскрешения дочери Иаира, Господь) строго приказал им (присутствовавшим при чуде), чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

Для чего? А почему же исцеленному бесноватому приказывает обратное: «Иди… и расскажи им, что сотворил с тобою Господь» (Мк. 5:19)? Божии слова и Божии дела открываются людям по мере их способности воспринять таковые (ср. Мк. 4:33 и 5:37-40). Значит, когда в одном случае среда (домашние бесноватого) признается способной воспринять Божию тайну, тогда Господь указывает поведать ей о чуде. В другом случае среда явно обнаруживает закостенение сердца («смеялись над Ним»), и Господь замыкает тайну только среди избранных. Ради святости тайны Он не хочет метать бисер перед недостойными, чтобы они, кощунствуя, не стали «попирать» святыни «ногами своими». Такое разграничение способных и неспособных вместить Божии тайны и разное отношение к ним вовсе не было излишнею строгостью, как бы ригоризмом Господа, и уж совсем не говорит о том, что Господь благоволит к одним людям и отворачивается от других. Разное отношение Христа к разным людям зависело только от самих людей. Такое отношение всегда оправдывалось, как показывает Евангелие, в деятельности Самого же Христа. Вот верующая среда с сердцами, обращенными к Богу, и Господь открыто совершает чудо исцеления расслабленного, велит ему взять постель и среди народа идти в дом свой. Так делается потому, что будет воспринято. И сердца людей исполняются более верой. Действительно, Евангелие пишет: «Все… прославляли Бога» (Мк. 2:12, Лк. 7:16). Среди неверных, с ожесточенным сердцем, неспособных вместить чудо, Господь, «скорбя об ожесточении сердец их», и, как бы для наглядного выявления этой прочной среды, совершает чудо исцеления больного с иссохшей рукой (Мк. 3:5). Что же в результате? Среда вразумилась? Спаслась? Нет. В ожесточении сердец среда подписывает себе полное осуждение: «Фарисеи (присутствовавшие при чуде), выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (Мк. 3:6). Не прав ли был Господь, скрывая (в двух случаях) чудо от такой среды? Для нее чудо было бесполезно: оно вело лишь к большему ожесточению людей. А люди всегда склонны к чуду и часто думают о заметном, показательном чуде, просят чуда, забывая, что может быть такое людское состояние окружающих, когда чудо — бесполезно. Люди забывают, что может быть, например, такое людское состояние, когда, «если б кто и из мертвых воскрес», ничто не переменилось бы в жизни, а воскрешение объяснили бы по-своему, по-житейски, или мнимо-научно.


И сказал (Господь), чтобы дали ей (воскрешенной девочке) есть

Какая трогательная заботливость о ребенке! Заботливость Господа даже о физической жизни его. А вместе, приказанием дать есть воскрешенной Господь хочет уверить нас, что то было действительное воскрешение, полное возвращение к жизни («возвратился дух ее» (Лк. 8:55), а не какая-нибудь манипуляция с искусственным оживлением организма собаки, когда отделенная от туловища голова собаки открывает глаза, рот).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

Господь запретил рассказывать об этом и сказал им: дайте ей есть. То есть как бы так сказал: Я Своею Божественною силою возвратил ее от смерти к жизни. Теперь пусть жизнь ее поддерживается тем средством, которое Я дал тотчас по сотворении человека: дадите ей ясти: пища и питие по Моей же премудрости насыщают вас и поддерживают вашу жизнь. Дивны дела Твои, Божественный Спасителю наш!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Иероним Стридонский

И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

Всякий раз, когда Он воскрешал умершего, Он велел давать тому есть, дабы воскрешение не казалось обманом. И о Лазаре мы читаем, что после воскрешения он имел трапезу с Господом (Ин. 12:2).

Против Иовиана.

Блж. Феодорит Кирский

И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

Поскольку живущим этой жизнью свойственно есть, Господь по необходимости показал воскресение плоти тем, кто не считал таковое истинным, - через еду и питье. То же самое Он сделал и с Лазарем, и с дочерью Иаира. Ибо, воскресив ее, Он велел дать ей есть.

Эранист.

Блж. Феофилакт Болгарский

И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

См. Толкование на Мк. 5:35

Прот. Иоанн Бухарев

И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

Иисус Христос запрещал разглашать о Своих чудесах по разным причинам (чит. объясн. Мк. 1:44). Евангелист Матфей повествует, что несмотря на запрещение Господа рассказывать о чуде воскрешения дочери Иаира, весть о нем огласилась по всей Галилее и Палестине. И благодарные родители, и особенно народ не могли молчать о таком великом деле. Воскрешение дочери Иаира было первым, когда Господь проявил Свое Божественное всемогущество над смертью. Дадите ей ясти. Повелел Иисус Христос дать есть воскресшей дочери Иаира для полнейшего удостоверения, что она действительно воскресла и для подкрепления ее сил.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть

См. Толкование на Мк. 5:42