Толкования на Мк. 6:26

Свт. Амвросий Медиоланский

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей

Чистым и непорочным должно быть состояние: чтобы говорить нам просто, чтобы на душе было благостно, чтобы брата не запутывать нам словами и не обещать ничего нечестного, а если пообещали, то лучше вовсе не будем делать обещанного, нежели совершим нечто бесчестное. Многие связывают себя обязательствами клятвы, однако потом сами понимают, что не надо было им обещать, и все же обещанное выполняют согласно обязательству. То же читаем об Ироде: как он постыдно обещал награду танцовщице, а затем исполнил свое обещание со всею жестокостью.


Позор, когда царство обещается за танец. Жестокость, когда в дань клятве приносится смерть пророка.

Об обязанностях священнослужителей.


Когда говорится, что Царь опечалился, подразумевается не раскаяние царя, а, скорее, признание несправедливости. Ведь, как известно, по замыслу Божьему люди, совершившие бесчестие, признанием своим осуждают себя. Но ради клятвы и возлежавших с ним, - говорит Евангелие. Что может быть постыднее повеления убить человека, чтобы у пирующих не открылись глаза?

О девственницах.

Блж. Феофилакт Болгарский

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей

См. Толкование на Мк. 6:21

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 26-27 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его

И прискорбен быв царь (царь опечалился) не потому, что просили у него убиения пророка, но потому, что боялся Иоанна, зная, что он святой муж, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6:20). Опечалился, может быть, еще и оттого, что мог опасаться со стороны народа возмущения по поводу позорной смерти Крестителя. Опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним повелил принести голову его. Т.е. Ирод боялся, что гости сочтут его непостоянным, неверным своему слову, даже такому, которое дано было с клятвой, и трусливым, и из самолюбия и ложного стыда решился умертвить святого человека. „Лучше бы не клятися тебе, Ироде“, т. е. не клясться безрассудной клятвой, поется в церковной песни, а если же поклялся, то лучше бы нарушить клятву „лучше бы солгавшу, жизнь получити, неже истинствовавшу, т. е. исполнив клятву, главу Предтечеву усекнути“. Св. Златоуст восклицает: „Антипа боялся быть клятвопреступником, а не страшился поступка бесчеловечнейшего; боялся иметь свидетелей клятвопреступления, а не устрашился иметь так много свидетелей столь беззаконного убийства“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей

См. Толкование на Мк. 6:22