Толкования на Мк. 6:28

Свт. Амвросий Медиоланский

Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей

Взирай, царь жесточайший, на зрелище, достойное твоего пира! Протяни свою правую руку, чтобы потоки праведной крови потекли по безжалостным пальцам твоим! Блюда не смогли утолить голод, чаши не смогли утолить жажду неслыханной безжалостности. Так пей же кровь, обильно текущую из сосудов отсеченной главы! Смотри в глаза, которые, даже будучи мертвыми, остаются свидетелями твоего преступления, отворачиваясь от наслаждений! Эти очи закрываются не столько из-за смерти, сколько от отвращения к роскоши. Молчат обескровленные, золотые уста того, чей совет ты не смог принять, но в них по-прежнему таится опасность. Язык, который и после смерти готов служить как живой, в своих судорогах продолжает осуждать нечестивца.


Голову его приносят Иродиаде: та веселится, радуется, будто бы, убив судью, избавилась от преступления. Что скажете вы, праведницы? Видите, чему вы должны учить дочерей, а от чего отучать?

О девственнииах.

Свт. Иоанн Златоуст

Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей

Рассмотри также, какова сила узника и немощь тирана. Ибо последний не смог заставить замолчать даже один язык, но, уничтожив его, вместо него и вслед за ним открыл тысячи уст. Первый же немедленно напугал царя вслед за убийством: так сильно страх сотряс совесть Ирода, что он думал, будто убитый им восстал из мертвых и творит чудеса (ср. Мк. 6:14-16). И теперь, начиная с того времени, и навсегда, Иоанн постоянно обличает его по всей вселенной - и через самого себя, и через других. Ибо всякий, читающий это Евангелие, говорит: «Нельзя тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (ср. Мк. 6:18). Да и помимо Евангелия, во время встреч и в собраниях, дома, на улице, повсюду… по всей земле, которую освещает солнце (ср. Пс. 47:11, Ис. 52:10, Мих. 5:4, Деян. 13:47, Рим. 10:18), и даже до самых окраин, ты услышишь этот глас и увидишь этого праведника: как он по сей день вопиет, возглашает и обличает тирана, и никогда не умолкает, причем его обличение по прошествии времени не ослабевает.


Какой вред потерпел этот праведник от кончины? от насильственной смерти? от цепей? от темницы? Кого из здравомыслящих он не исправил тем, что говорил, тем, что претерпел, тем, что и теперь еще проповедует то же самое, что и тогда при жизни? Потому не говори: отчего позволено было ему умереть? Ибо то, что произошло с ним, было не смертью, но венцом, не кончиной, но начатком высшей жизни (ср. Откр. 2:10). Научись любомудрию, и не только не повредит тебе ничто из подобного, но и выгоду обретешь величайшую (ср. Мф. 10:28).

О соблазняющихся.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей

См. Толкование на Мк. 6:21

Прот. Иоанн Бухарев

Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей

По всей вероятности, пир Иродов был не в Тивериаде, которая была местожительством Ирода, потому что от Тивериады до крепости было два дня пути. Некоторые полагают, что Ирод, по случаю войны со своим прежним тестем, князем Аретой, который мстил за бесчестие своей дочери, приехал из Тивериады в Махерон. Быть может, что и пир был здесь. (Евс. Мог.). „Кто не ужаснулся бы, восклицает Златоуст, видя священную главу крестителя, лежащую в крови среди пира? Что должны были чувствовать присутствовавшие, когда среди общего веселья увидели кровь, каплющую с главы только что усеченной? Едва ли могли долго выносить это зрелище, даже и опьянелые собеседники Ирода; но не смутилась девица – плясавица: она сама, собственными руками, приняла блюдо с головой Иоанна и даде ю (отдала ее) матери своей… Беззаконная пляска, награда за то еще беззаконнее! Дьявольское пиршенство!“ Св. Златоуст говорит, что и отсеченная глава Предтечи произнесла на пиру слова, которые высказывала Ироду при жизни: не достоит ти имети жену брата твоего.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей

См. Толкование на Мк. 6:22