Толкования на Мк. 6:47

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 47-52 Вечером лодка (с учениками) была посреди моря, а Он (Христос) один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено

Опять та же картина (ср. Мк. 4:36-38): лодка людской жизни — сама по себе; Господь, Правитель жизни — Сам по Себе… И понятно, лодка над пучиной. Там были вечером, т.е. к закату жизни. К вечеру она изжила все иллюзии земли, и нет у нее гавани, нет опоры, нет твердых берегов. Отяжелевшая лодка жизни к вечеру жизни чаще всего носится «среди моря», и сгущается около нее мрак жизни, а под ней — бездонная пучина. И, конечно, лодка в бедствии!.. Конечно, ветер был противный. Как же ей не быть в бедствии, когда она одна и беспомощна? И «противный ветер» жизни мира тоже неминуем. Когда бедствия протянулись длинной полосой, когда должны бы быть изжиты иллюзии и оценена человеческая беспомощность, тогда Господь, вечно бодрствующий над миром, идет по путям бедствующих человеческих жизней. Он всегда ходит по путям жизни, но люди в беспечности не видят Его. Теперь в дни бедствия, когда бедствие достигло вершин развития («в четвертую стражу ночи»), Он проходит так близко к бедствующим, чтобы быть заметным. Но и милосердуя о страдающем человеке, Господь однако не может спасти человека насильно, без его воли; и вот почему, когда со стороны бедствующих учеников не было обращения за помощью, Господь хочет миновать их. Об этом и упоминает евангелист Марк: «И хотел миновать их». Человек, чтобы получить Господню поддержку, должен обращаться ко Христу. Надо, чтобы у человека была открыта душа и приняла Божественное воздействие. Ученики увидели Христа, идущего по морю, но откликнулись не обращеньем за помощью, а смятеньем, растерянностью и испугом. Их испугала необычность хождения по воде, и они не уразумели, что это же живой Бог, для Которого все возможно, как Творца стихий, а подумали, что они видят призрак. Люди, переживая бедствие, чаще всего бывают подавлены им и прижаты к земле. Еще в первый период несчастья те из людей, кто не утратил веры в Бога, те обращаются к Нему с мольбой бедствующих учеников: «Учитель, неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Так как Господь, испытывая мужество и укрепляя веру, приходит лишь в четвертую стражу бедствий ночи, то слабая вера успевает зачахнуть, а в душе разливаются растерянность и смятение, а вместе с ними и подавленность. Когда в таком состоянии подавленности и влаченья по земле человеческая душа соприкасается с Божественным воздействием на нее, она, как застигнутая врасплох, совсем теряется. Соприкосновение с неизвестным и чрезвычайным усиливает страх; маловерие влачит мысль по земле… И тогда веяние чудесного мира, который зовет к Богу, воспринимается как «призрак», как нереальное, как то, что «показалось». Когда пройдет первый невольный трепет души от осязания сверхземного, и человек вернется к будничному «прочному и ясному» сознанию, тогда минувшее мгновенье Божия веяния рассматривается как иллюзия, объясняется расстроенным воображением, нервозностью и вспоминается как проявленная болезненная слабость. Господь однако и при обнаружившемся малодушии учеников проявляет Свое милосердие до конца. Так как в учениках теплилась вера, что их Учитель может спасти, и их сердце невольно тянулось к Нему («они хотели принять Его в лодку»Ин. 6:21), то Господь прекращает бедствие. Он успокаивает учеников, заверяя их, что это — Он Сам, живой их Учитель, чудеса Которого они видели много раз. И Господь входит в лодку… Как только Кормчий жизни вошел в лодку жизни, тотчас наступила тишина… Противного ветра как не бывало, и жизненное плавание пошло устойчиво и спокойно. Так верно руководство, и так надежна охрана. Не «изумляйся», не «дивись», как ученики (ст. 51), что бодрствует Господь и что милосердие Его велико, и что Он ходит по путям жизни и подает руку, хотя бы ты был на грани отчаяния! Ты сам-то будь чуток, не «окаменей сердцем» (ст. 52), не похорони совесть в постоянных сделках, в приспособлениях в устраивании жизни по понятному и земному, а сумей ощутить Господа и приход Его. Да не малодушествуй, робея и как бы стесняясь принять Божеское, пытаясь приспособить его проявления к земным естественным явлениям, а с внутренней теплотою, открытым сердцем прими Христа, со страхом и любовью поклонись Ему, возблагодари Его милосердие, что Он взыскивает тебя грешного и забывшего Его, и тогда Господня рука выведет тебя из бедствия и с ее помощью ты пойдешь прямее и тверже.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле

См. Толкование на Мк. 6:45

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 47-48 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их

(Около) о четвертей стражи нощней прииде (подошел). Что это за время? Во времена Иисуса Христа у Иудеев, по примеру Римлян, под властью коих они находились, ночь разделялась на четыре части, называвшиеся стражами, по 3 часа в каждой страже: первая стража от 6-ти до 9-ти часов вечера, вторая от 9-ти до 12-ти ночи и т. д. Таким образом, четвертая стража, это – время перед утром, от 3-х до 6-ти часов. Название этих четырех частей ночи стражами произошло от обычая ставить во время войны в городах и лагерях сторожевых солдат на три часа времени.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле

См. Толкование на Мк. 6:45