Толкования на Мк. 7:2

Блж. Феофилакт Болгарский

и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли

См. Толкование на Мк. 7:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 2-4 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей

Фарисее бо и вси Иудее и пр. В этих и дальнейших словах Господь объясняет, по какому поводу зашла речь о пище: св, Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а им, конечно, были или совсем незнакомы или мало знакомы иудейские обычаи и обряды. Держаще (держась) предания старец (старцев). Иудеи верили, что Моисей на Синае будто бы получил два закона: один записанный им в его книгах, а другой незаписанный, который переходил изустно от родителей к детям, и что Моисей перед своей смертью передал этот незаписанный закон Иисусу Навину, а он передал судьям, судьи же пророкам и т. д., пока впоследствии не записали Его в Талмуде. Этот незаписанный закон называли они преданием старцев, т. е. древних предков, а такое название значило, что закон этот есть, и потому для евреев обязательный.

Предание это касалось разных мелочей, но иудеи, по внушению фарисеев, придавали ему большую важность, чем самым Св.Писания; нередко даже бывало, что предание сохраняли, а Писание нарушали. „Внимай более словам книжников, учили они, чем словам закона“. Таково, напр., было и предание относительно умовения рук пред вкушением пищи. Преданием об умовении рук, конечно, имелось в виду соблюсти чистоту и опрятность, – и это дело похвальное; но из сего обычая иудеи делали предрассудок, и соблюдение его соединяли с разными мелочными правилами, например, относительно количества воды, числа омовений и т. п.

При разделении на секты, к этому еще присоединились, принявшие религиозный оттенок, взаимная нетерпимость и брезгливость, подобно тому, как это мы видим у некоторых из наших раскольников: стали, напр., считать нечистыми даже и предметы, к которым прикоснулся человек не их секты. Поэтому, пришед, например, с торга, где что-либо покупали или продавали и волей-неволей прикасались к чему-либо, по их мнению, нечистому, не ели не омывшись, т. е. не вымыв рук, которыми по большей части прикасаются к вещам. По той же причине тщательно омывали чаши, назначенные для пищи и питья и вообще для домашнего обихода, кружки, котлы, скамьи, на которых сидели или лежали и т. п. И от торжища, аще не покуплются, не ядят (и пришедши с торга, не едят не омывшись); погружения сткляницам и чваном и котлом и одром (наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли

См. Толкование на Мк. 7:1