Толкования на Мк. 7:24

Прп. Иоанн Дамаскин

И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться

Если при всемогуществе Его божественной воли Он, хотя и желал, не мог «утаиться», то, стало быть, Он не смог этого, восхотев как человек, и способен был хотеть тоже как человек… Итак, одна и та же плоть была смертна сама по себе и животворна по причине ипостасного соединения со Словом. Схожим образом мы говорим также об обожении воли: не в том смысле, что природное движение изменяется, но что оно соединяется с божественною и всемогущею Его волею и становится волею вочеловечившегося Бога. По этой причине, захотев скрыться, Он не смог, так как Бог Слово благоволил через Себя Самого показать, что в Нем поистине находится немощь человеческой воли.

Изложение веры.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Пришел (Господь) в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться

Господь не прибегает к внешнему давлению на человека, чтобы расположить его к Себе. Господь не прибегает к чуду как внешнему механическому доказательству Своей силы, чтобы подавить им человеческую ограниченность. И могущество Господа всегда на земле, но оно не изливается механически. Оно как бы скрыто. Эту мысль Господь передает образно, когда, войдя в дом, не хочет, чтобы кто узнал о Нем. Для верующей же души, ищущей Его, Господь открыт и явен каждый миг: «не мог утаиться» для такой.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 24-30 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели

После того, как сказал о пище и увидел, что иудеи не веруют, Господь переходит в пределы язычников, ибо при неверии иудеев спасение имело перейти к язычникам. Сначала Господь старался скрываться, чтобы иудеи не имели предлога обвинять Его, как бы приставшего к стороне нечистых язычников. Однако Он не мог утаиться, ибо нельзя было Ему утаиться и никем не быть узнану. Означенная жена, услышав о Нем, обнаруживает горячую веру. Поэтому и Господь не тотчас соглашается (на ее просьбу), но отсрочивает дар, дабы показать, что вера жены тверда и что она терпеливо ждет, несмотря на отказ. Научимся и мы не оставлять тотчас молитвы, когда не получаем немедленно просимого, но терпеливо продолжать молитву до тех пор, пока получим то, чего просим. Господь называет язычников «псами», так как они почитались у иудеев нечистыми. «Хлебом» называет Он благодеяние, назначенное Богом для «детей», то есть для евреев. Поэтому и говорит, что язычникам не следует участвовать в благодеянии, которое назначено для иудеев. Поскольку же жена отвечала разумно и с верой, то получила просимое. Иудеи, - говорит она, - имеют хлеб, то есть всего Тебя, сшедшего с небес, и Твои благодеяния, а я прошу «кроху», то есть малой доли Твоих благодеяний. Но посмотри, как действует и Господь! Он не сказал: сила Моя спасла тебя, но что сказал? «За это слово», то есть за веру твою, «пойди», дочь твоя исцелилась. Извлеки отсюда и ты полезный урок. Всякий из нас, когда делает грех, есть «женщина», то есть слабая душа. Такая душа есть «финикиянка», как имеющая багряный, то есть кровавый и убийственный грех. У такой души есть «дочь» - лукавые действия, действия бесовские. Будучи грешниками, мы именуемся «псами», полными нечистот, почему и недостойны бываем принять «хлеб» Божий, то есть причаститься пречистых Тайн. Но если мы в смирении сознаем, что мы псы, если исповедуемся и откроем грехи свои, то исцелится дочь наша, то есть бесовские дела.

Ориген

И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться

Удалился Он, наверное, потому, что фарисеи соблазнились, услышав, что «не входящее, но исходящее оскверняет человека» (ср. Мф. 15:17-18). Он избегал фарисеев, соблазнявшихся о Его учении, ожидая более подходящего времени для страдания.


Согласно Марку, Иисус пришел в пределы Тирские, то есть в область язычников, чтобы и из тех пределов верующие могли спастись… Каждого из нас, кто грешит, следует считать пребывающим в пределах Тирских или Сидонских, или фараоновых, или Египетских, или каких-либо еще, но вне Божьего надела.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться

Об исцелении бесноватой дочери жены Сирофиникиянки или Хананеянки у еванг. Марка говорится короче, чем у еванг. Матфея (Мф. 15:21-28).

И оттуду востав (отправясь), т. е. из того места, где Господь исцелил много больных и беседовал с учениками и народом о предании старцев, – из земли Геннисаретской (Мк. 6:53- 7:23). В пределы Тирские и Сидонские, т. е. в ту страну, где лежали языческие города Тир и Сидон. Это были города Финикии, области соседней с Иудеей, города древние, богатые и славившиеся морской торговлей. При чтении сих слов Евангелия является вопрос: почему же Господь Иисус Христос запретил ученикам до времени ходить с проповедью к язычникам (Мф. 10:5), Сам же идет к ним? На это отвечает так св. Златоуст. „Во-первых, Он Сам не обязан был исполнять то, что заповедал апостолам; а во-вторых, Он шел туда не проповедовать, а чтобы скрыться, как говорится здесь в Евангелии Марка (Мк. 7:24). Между тем, как не следовало Христу идти к язычникам первым; так, напротив, несообразно было бы с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда они приходили к Нему. Да и апостолам Он не совсем запретил ходить на проповедь к язычникам, ибо сказал: идите же паче, т. е. преимущественно, к погибшим овцам дома Израилева(Мф. 10:6).

И вшед в дом, ни когоже хотяше, дабы Его чул (не хотел, чтобы кто узнал). Господь вероятно хотел укрыться на некоторое время, чтобы с Своими учениками несколько отдохнуть, потому что всюду окружал Его народ и не давал покоя, и чтобы дать время хотя несколько утихнуть все более и более разгоравшейся против Него ненависти врагов Его, фарисеев и книжников. И не може (не мог) утаитися, – но и здесь не мог укрыться, потому что слава о Нем распространилась и в этой местности.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 24-30 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели

Чудо исцеления дочери жены-хананеянки см. Мф. 15:21–28.

Евангелист Марк прибавляет, что Христос, находясь в пределах чисто языческой страны, не хотел выступать здесь с проповедью и остался в доме какого-то знакомого ему иудея (стих 24). Мысли о том, что Христос хотел здесь скрыться от ненависти врагов (еп. Михаил), в этом месте не выражается. Хананеянку евангелист Марк точнее определяет как язычницу-гречанку, чем обозначает, вероятно, ее религию, и в то же время как сирофиникиянку, что указывает на ее национальность (стих 26). Прибавляя «дочь лежит на постели» (стих 30), евангелист дает понять, что дочь хананеянки вполне выздоровела и ее более не удручали припадки беснования, во время которых она спрыгивала с постели на пол.