Толкования на Мк. 9:2

Свт. Иоанн Златоуст

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними

Как сказано, Он приоткрыл им немного от Своего Божества, показал им живущего в Нем Бога.

Гомилия о плененном Евтропии.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 2-8 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних (взошел на гору помолиться. И когда молился… — Лк. 9:28-29) и преобразился перед ними (и просияло лице Его, как солнце — Мф. 17:2). Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом (об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его — Лк. 9:31-32). При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса

Господне Преображение на Фаворе — это образ преображения души, пошедшей за Христом. Как на Христовом пути были не только терния Креста, но была и слава Фавора, так и на пути души, взявшей Крест, будет свой Фавор и сладость Фаворского Света. Идут к Фавору после «шести дней». Шесть дней — это трудовая неделя, указанная Господом: «шесть дней делай». Значит, на Фавор восходят после трудовой недели жизни, в конце крестного подвига жизни. И восходят на Фавор только избранные. Господь берет с собой лишь избранную троицу: Петра, Иакова и Иоанна, как будто указывая, что избранные души ведутся к Фавору тремя добродетелями: крепчайшей верой, непоколебимой надеждой и огненной любовью. Итак, когда заканчивается путь подвижнической борьбы с грехом, когда сплелся венок добродетели, венчающий ратоборца, тогда Господь сподобляет душу Фавора. Фавор — это, прежде всего, духовный подъем. Это — высокий подъем, как экстаз. Если для обычного, ежедневного молитвенного озарения Господь дает образ восхождения на гору, то здесь, готовя избранных к Фаворскому преображению, Он вводит их на «высокую» гору. Значит, Фавор — это уже полная оторванность от земли. Это взлет ввысь. Это — вдохновение, экстаз. Стихия его та же, как и всякого духовного подъема, — молитва. Молитва же есть стихия ухода к Богу. И здесь она парит. Она дает крылья, и она отрывает от земли. Евангелист Лука боговдохновенно упоминает об этой стихии, чтобы нам не забыть ее: «Взошел Он (Христос) на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился» (Лк. 9:28-29). В молитвенном восхищении низводится Свет Фавора. Свет Фавора есть Свет Божества, это — Господний, благодатный Свет. Вот почему Святая Церковь исповедует Христа как «Свет от Света» (Символ веры) и поет Ему: «Свет Твой присносущный» (тропарь Преображения), т.е. вечно сущий, как Ты, как Твоя природа; а Божие открытие людям — Церковь называет поданием Света, «Ты, Господи, Светодавче». Проследи: в Господних явлениях та же стихия Света. Когда Божественный Свет осияет душу, она, вся воспламененная огнем Божества, сама загорится ярче солнца, и либо как зеркало души засияет пленительным Божиим Светом. «И просияло лице Его, как солнце». Даже материальная природа и та изменяется, пронизанная Божественным озарением. Она как бы истончается, теряет свою плотность, материальную грубость и преображается, обволакивается Светом Фавора. (Отсюда — нетленность тел святых угодников и чудотворение предметов, бывших в их употреблении). «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег». И Божие Слово добавляет, что это озарение телесной природы вовсе не является результатом каких-то земных причин, каких-то законов органической и неорганической жизни, но есть сверхземное явление. Евангелист не без причины пишет о преображенных одеждах Христа, что они сделались такими блистающими, «как на земле белильщик не может выбелить», указывая этой подробностью, что не земная, не естественная причина изменила природу ткани, а это сделала стихия Фавора. Какое же содержание Божественного озарения? Чем наполнена жизнь души в благодатном Фаворском Свете? Она наполнена общением с миром неба. «И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». Называются два представителя горнего мира: представитель закона и законной правды, как бы представитель веры — Моисей и представитель жизни, ревностных праведных дел — Илия. Но Илия, хотя и жил после Моисея, называется раньше его в обозначение мысли, что «вера без дел мертва» и что дела принимаются на небо, как взошел туда ревнитель жизни, «во плоти ангел» — Илия. Общение с миром Неба имеет своим центром искупительное дело Христа, спасение человека. А центром искупительного дела, конечно, являются страдания, смерть и Воскресение Христа. В Христовом Кресте и Воскресении — все обаяние христианства. И в крестном следовании за Ним, и в воскресении с Ним, своим Спасителем, конечно, все устремление праведной души. И она (душа) в горнем мире, в состоянии блаженного восторга вся уходит и вся обвевается «искупительной тайной». И «беседовали (Илия с Моисеем) об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Вторая половина евангельского рассказа о Преображении передает о влиянии благодатного озарения на человеческую природу, когда последняя соприкасается со стихией Фавора. Тогда духовная сторона человека покоряется пленительностью видения, и человеческий дух рвется в стихию неба, как в желанный отчий дом. И душа хотела бы навсегда потонуть в покоряющей атмосфере Господнего Царства! «Учитель, хорошо нам здесь быть», — говорил Петр за себя и учеников, покоренный Божественным видением. А в то время телесная природа человека, как грубая, земная, отягчается от яркой пленительности несродной для нее стихии, которая подавляет и как бы вытесняет тело, как чуждое, и, кроме того, телесная природа устрашается необычайностью видения. «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном». «Они (ученики) были в страхе». Общим результатом прикосновенности души к Божественному озарению, конечно, является покорность души и ее тяготение к небесному миру. Душа захватывается Господом и влечется, и ничто уж ей не мило, как только «со Христом быть». Ученики «никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (ст. 8). Таково озарение души подвижника, взявшего Крест и грядущего за Христом. Такова награда за подвиг. Таково блаженное приобщение к Фаворскому Свету. «Да воссияет, Господи, и нам, грешным, Свет Твой присносущный!»

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Ефрем Сирин

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними

Господь, Который без меры, питает всех в меру Свою, приспосабливает вид Свой к нашим глазам, голос Свой к нашим ушам, благословенье Свое к нашей нужде, мудрость Свою к нашему языку.

Гимны о рае.

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XI. Почему Матфей и Марк говорят, что Господь преобразился через шесть дней после обещания [Своим] ученикам, а Лука – что через восемь (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28)?

Разъяснение см. Мф. 17:1

Прп. Максим Исповедник

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними

См. Толкование на Мф. 17:1

Сщмч. Петр Дамаскин

Также и в Святом Евангелии о преображении Самого Господа говорят Евангелисты, один: убо и по шести днех, другой же: и по осьми (Лк. 9, 28), то есть с предшествовавшим чудотворением и учением Господним. Но один говорит, опуская первый и последний день, о средине их, называя шесть; другой же, присоединив и тот и этот, говорит восемь.

Творения. Книга первая.

Блж. Августин

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними

Исключая день, в который Иисус это произнес (Мк. 9:1), и день, когда произошло памятное преображение на горе, между ними получается, как и сказано, шесть дней. Лука же, считая начало и конец, то есть первый день и последний, говорит: дней через восемь (Лк. 9:28), принимая тем самым часть за целое.

О согласии евангелистов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-4 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить

Евангелист Лука говорит, что это было спустя восемь дней. Впрочем, он не противоречит Марку, но совершенно согласен с ним. Речь его обнимает и тот день, в который Господь возвестил (о предстоящем Преображении Своем), и тот, в который Он возвел (учеников на гору), тогда как Марк говорит об одних промежуточных днях. Господь поемлет и возводит на высокую гору только трех верховных апостолов - Петра, как исповедавшего и возлюбившего. Иоанна, как любимого, и Иакова, как великого проповедника и богослова, который был столь тяжек для иудеев, что Ирод, желая угодить иудеям, убил его. Возводит их на гору высокую, дабы чудо было тем славнее. А «особо» (наедине) возводит потому, что хотел явить тайну. Самое Преображение разумей не как существенное изменение вида Христова, но как озарение его неизреченным светом, причем естественный вид его оставался тот же, как и прежде перед ними.

Ориген

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними

Поскольку весь мир, это совершенное создание, возник за шесть дней (ср. Быт. 1:31, Исх. 20:11, 31:17) - число завершения, то думаю, что и превосходящий все мирские вещи Иисус, когда Он спустя шесть дней взял с собой учеников, задумал явить уже не то, что видимо (ибо оно преходяще), но то, что невидимо, и только невидимое, потому что оно вечно. Посему, если кто-либо из вас желает, чтобы Иисус взял его с собой, возвел на высокую гору и удостоил наедине видеть Его преображение, то следует ему взойти выше шести дней, чтобы более не думать о видимом и не любить мир и того, что в мире (ср. 1 Ин. 2:15).


Если способен, прислушайся к этому духовным образом, обратив также внимание на то, что сказано не просто преобразился, но с неким необходимым прибавлением, которое записали и Матфей, и Марк, ибо, согласно обоим, Он преобразился перед ними (ср. Мф. 17:2). Отсюда сделаешь вывод, что не было ничего невозможного в том, чтобы перед одними Иисус преобразился этим преображением, одновременно не преобразившись перед другими. Однако если желаешь увидеть преображение Иисуса перед теми, кто взошел на высокую гору вместе с Ним отдельно от других, то прими во внимание, что в Евангелиях про Иисуса думают проще и, как говорится, «знают Его по плоти» (ср. 2 Кор. 5:16) те, кто не восходит на высокую гору премудрости посредством высоких дел и слов. Те, кто восходят, с другой стороны, познают Его уже не по плоти, но богословствуют о Нем, созерцая Его, согласно Евангелиям, в «образе Божием» (ср. Фил. 2:6) сообразно их познанию. Ибо перед ними одними преобразился Иисус, а не перед теми, что остались внизу.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 2-4 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом

О Преображении Господнем евангелист Марк повествует почти одинаково с еванг. Матфеем (Мф. 17:1-9), только несколько короче и с некоторыми особенностями.

И по шести днех (по прошествии шести дней), т. е. от того дня, когда была предыдущая беседа Иисуса Христа с Апостолами, между прочим о кресте Его Самого и кресте последователей Его (Мк. 8:31 и дал.). Древнее предание говорит, что Преображение Господне было за 40 дней до Его смерти.

Взял (поят) Иисус Петра, Иакова и Иоанна. Это из учеников его были самые близкие и довереннейшие. Так впоследствии мы видим их же одних с Господом в саду Гефсиманском, накануне Его страданий (Мк. 14:33 и дал.), а ранее, Петра и Иоанна посылал Он в Иерусалим приготовить пасху (Лк. 22:8). Они превосходили прочих Апостолов: Петр – сильной любовью ко Христу, Иоанн особенной любовью к нему самому Господа, а Иаков ответом, который он дал, вместе с братом своим: можем испить чашу (Мк. 10:39; Злат.).

На гору высоку. Евангелисты не называют этой горы по имени, но предание свидетельствует, что она была Фавор, в Галилее, на юге от города Назарета, в прекрасной Ездрелонской долине. Эта гора высотой в 3000 футов. Покрыта она, исключая вершины, прекрасной зеленью, цветами и дубовыми и фисташковыми рощами. Еванг. Лука прибавляет, что Иисус Христос взошёл на гору Фавор помолиться (Лк. 9:28). Полагают, что это было ночью. Господь любил молиться ночью, когда было тихо, и в уединенных местах.

И преобразился пред ними, т.е. изменился в Своём виде: одежды Его сделались блестящими (быша блещащася), весьма (зело) былыми, как (яко) снег, явились с неба Илия с Моисеем, а, по евангелисту Матфею, лице Его просветилось, как солнце (Мф. 17:2). Это значит, что Иисус Христос явился в своей небесной, Божеской славе, отчего и лице Его просияло и одежды Его побелели (Мих.). „Молния Божества Его возблистала сквозь облако Его человечества“ (Архиеп. Никанор). Молитва на Фаворе до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице; не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду (Инн. Херс.).

Для чего преобразился Господь, и почему явились при Его Преображении свв. Моисей и Илия? Причина, по которой преобразился Иисус Христос, следующая. Он преобразился и для того, чтобы показать Своим Апостолам, что Он есть Сын Божий, сошедший с неба для спасения людей, и что Он, хотя и будет страдать и умрет, как не один раз, напр., незадолго до Своего преображения – предсказывал Он, но, как Бог, может воскреснуть. „Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее cияние“, поет церковь Господу в день Его Преображения.

С другой стороны, при преображении Господь показал ту славу, которая ожидает учеников Его на небе. Хотя и придется им тоже, подобно Ему, страдать на земле и от злых неверующих и нечестивых людей, и от своей собственной наклонности ко злу, как Иисус Христос тоже не раз – также незадолго до Своего Преображения – предрекал им; но зато на небе будет у них великое блаженство: хорошо (добро есть) нам здесь быть, говорили Апостолы во время Преображения (Мк. 9:5): в этом представлен образ райского блаженства праведников.

Явились же во время преображения свв. пророки Моисей и Илия по следующим причинам. 1) Моисей и Илия были главными из ветхозаветных пророков. Явившись, они показали тем, что Иисус Христос есть именно тот обещанный Meccия, о котором предсказывали пророки, 2) что Он есть Владыка над небом и землей, над жизнью и смертью, Он повелел небу, и привел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея (Ефр. Сир.). Если Он воскресил многолетнего мертвеца (Моисея), тем паче может воскреснуть Сам (Феоф.), и 3) – чтобы те, которые почитали Иисуса Христа за Илию или за кого-либо из древних пророков (Мк. 8:28), видели различие между Ним, как Господом, и пророками, как Его рабами.

Спросит ли кто, как узнали апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно, по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время (Прот. Горск.).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними

Начинающееся здесь повествование о Преображении Христа в общем сходно с повествованием Евангелия Матфея (Мф. 17:1–13), но имеет и некоторые особенности.