Толкования на Мк. 9:13

Свт. Иоанн Златоуст

Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем

Христос настаивал, что «Илия действительно придет потом, перед Моим вторым пришествием; и теперь Илия пришел», называя так Иоанна. В этом смысле Илия пришел. Но если ты ищешь Фесвитянина, то он придет в будущем. Потому Он и сказал: Илия должен придти прежде и устроить все (Мф. 17:11). Что все? То, о чем говорит пророк Малахия: «Я пошлю к вам Илию Фесвитянина, который возвратит сердце отца сыну, чтобы Я, придя, не поразил землю полностью». Заметь точность пророческого высказывания: для того чтобы ты не подумал, что Христос буквально имел в виду Илию, когда назвал Иоанна Илией из-за общности их служения, Малахия добавляет название его отечества, говоря: Фесвитянина. Иоанн же Фесвитянином не был.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем

См. Толкование на Мк. 9:11

Прот. Иоанн Бухарев

Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем

См. Толкование на Мк. 9:12

Лопухин А.П.

Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем

Чтобы покончить с недоразумением, в котором пребывали ученики, Христос говорит: «Да, так сказано! Но я объясняю вам, что и с самим Илией, Моим предтечей, который уже пришел, люди, Мне враждебные, поступили жестоко. Они сделали с ним, что хотели – именно так, как в Писании предсказано о Сыне Человеческом, об отношении к Нему людей».

«Как написано о нем», т. е. о Мессии, а не об Илии или Иоанне Крестителе. В Ветхом Завете не сказано, что пришедший Илия должен пострадать от людей, а о Мессии – сказано. Евангелист Марк нередко обозначает Христа просто местоимением 3-го лица (Мк.1:32, 36; ср. Ин.20:15).