Толкования на Мк. 12:17

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

См. Толкование на Мк. 12:14

Блж. Августин

Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

Мы - монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истерлось то, что было на нас запечатлено. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Потому говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (ср. Мф. 22:21, Лк. 20:25). Кесарю - монеты, Богу - самих себя.

Трактат на Евангелие от Иоанна.


Кесарь ищет образ свой - возвращайте! Бог ищет образ Свой - возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою. Они же не нашлись, что ответить: ведь посланы были, чтобы оклеветать Его. И ушли, говоря, что никто не смог Ему отвечать. Почему так? Потому что обломились зубы во рту их (ср. Пс. 3:7).

Толкование Псалмов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

См. Толкование на Мк. 12:13

Ориген

Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

Из-за них, из-за рабов, служба которых была подобна еврейскому рабству (ср. Исх. 1:13-14). Сын Божий принял образ раба (ср. Фил. 2:7), не совершив при этом никакой рабской или глиняной работы. Потому, как имеющий образ этого раба, Он платит подать и налог, не отличающийся от того, который дается учеником… Итак, тот, у кого есть нечто, принадлежащее кесарю, пусть отдаст это кесарю, чтобы после этого быть в состоянии отдать Божие Богу… подобно тому, как Иисус заплатил долг, несмотря на то что в долг не брал, не увеличивал его, и никогда не делал его Своей собственностью.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Тертуллиан

Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

Господь просил показать Ему монету и спросил, кто на ней изображен. Когда же услышал, что это был кесарь, сказал: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Значит, кесарю, который изображен на монете, - монету; а Богу, образ Которого в человеке (ср. Быт. 1:26-27, 9:6, 1 Кор. 11:7), - самого себя.

Об идолопоклонстве.


Во благо императоров призываем мы Бога вечного, Бога истинного, Бога живого, благоволения Которого желают и сами императоры… Мы, христиане, взирая на небо, простирая руки (ибо они невинны), с непокрытой головой (ибо мы не стыдимся) (ср. 1 Кор. 11:7), без всякого напоминания (ибо от души молимся) станем постоянно молиться за всех императоров, чтобы жизнь была долгой, власть крепкой, дом безопасным, воинство храбрым, сенат верным, народ честным, мир спокойным; и о всех желаниях, как человеческих, так и кесаревых (ср. Иер. 29:7, Дан. 6:21, 1 Тим. 2:1-2, 1 Пет. 2:13-17).

Апологетик.

Прот. Иоанн Бухарев

Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

Воздадите Кесарева Кесареви (отдавайте Кесарево Кесарю), и Божия Богови (Божие Богу), т.е. исполняйте обязанности и в отношении к Кесарю, как члены земного царства, – платите и подать, и в отношении к Богу, как чада Божии и члены церкви Божией. И обе эти обязанности нисколько не противоречат одна другой, а легко исполняются совокупно обе, так как Сам Бог поставляет царей (Притч. 8:15; Рим. 13:1), и Евреи, если подпали под власть римского императора, то это произошло по воле Божией. „Впрочем, поучает Златоуст когда ты слышишь: воздадите Кесарева Кесареви, разумей под сим только то, что нимало не вредит благочестию; ибо все противное благочестию не есть уже дань Кесарю, но дань и оброк диаволу. И когда еврейские начальники принуждали Апостолов не проповедовать о Христе Спасителе, то они отвечали: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более нежели Бога« (Деян. 4:19). Так же поступали и свв. мученики, когда требовали от них отречения от Христа. Так словами: воздадите Кесарева Кесареви, Божия Богови Господь утверждает и власть царей и правителей, и союз церкви с государством. Подобно сему учит и апостол Христов: Бога бойтеся, царя чтите (1 Пет. 2:17). Не неразумно ли и не грешно ли после сего сочинять учение против властей, как делает лжеучитель Толстой и ему подобные? – И дивились Ему (чудишася о Нем). У еванг. Матфея прибавлено: и оставив Его, ушли (Мф. 22:21). Дивились, т.е. мудрости данного ответа на лукавый вопрос. Враги Христовы совершенно были обезоружены. На что теперь могут жаловаться фарисеи, когда сказано: воздадите Божия Богови? Что теперь донесут римскому правителю Иродиане, когда сказано: воздадите Кесарева Кесареви? Тем и другим должно было быть стыдно, что предлагали как будто очень трудный вопрос; а между тем он так легко решается при взгляде на монету. Ушли, не уверовав во Христа, хотя и видели прямое доказательство Его Божественности. Таковы обыкновенно бывают злоба, гордость и упорство! И что же еще делают впоследствии злые и упорные враги Христовы? Они основали обвинение против Господа, что Он будто бы запрещал давать подать Кесарю (Лк. 23:2). Избави Бог всякого этих качеств падшего ангела!

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

См. Толкование на Мк. 12:13