Толкования на Мк. 14:6

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня

См. Толкование на Мк. 14:3

Блж. Иероним Стридонский

Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня

Возроптали также апостолы, когда пролилось миро (ср. Мф. 26:8), но голосом Господа были они остановлены. Не нуждался Христос в мире, не нуждались в свете свечей мученики, но женщина эта пролила миро в честь Христа, и принято благоговение ее сердца… Вот и во всех церквях Востока, даже если нет в них останков мучеников, при чтении Евангелия зажигаются свечи, хотя бы и утреннее солнце начинало светить ярко, - но не для того, чтобы разогнать мрак, но чтобы служить знаком радости.

Против Вигилянция.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 6-9 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала

Господь упрекает апостолов за то, что они не благовременно удерживали усердие жены. «Что, - говорит, ее смущаете», отталкивая своими укорами после того, как она уже принесла дар? А вместе обличает и Иуду, сказав: что она сделала это, приготовляя Меня к погребению, и обнаруживает его бессовестность, как бы так говоря ему: ты, предавая Меня на смерть, не укоряешь сам себя, а она неужели заслуживает от тебя укоризны за то, что для приготовления Меня к погребению принесла миро, и притом по особенному как бы внушению Божию? Здесь Господь изрекает два пророчества: первое, что Евангелие будет проповедано во всем мире; второе, что проповедано будет и о поступке жены. Да постыдятся же те, кто предпочитают нищих Христу! Ибо я слышал золотых дел мастеров, которые говорят, что если разбить церковный сосуд на части и отдать нищим, - не будет греха. Пусть же слышат они, как Христос ценит служение Ему выше служения нищим. А на золотом дискосе и бывает истинное Тело Христово, а в чаше - Кровь Христова. Поэтому, кто уносит из церкви драгоценный дискос и заставляет полагать Тело Христово на плохом дискосе, ссылаясь на нищих, тот пусть знает, чьим участником он становится.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 6-9 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала

Поступок женщины происходил от ее благоговения к Иисусу Христу, теплой веры и сокрушенного сердца, почему Господь и допустил сделать оный. Между тем, женщина не могла не смущаться, когда увидела негодование и ропот учеников Христовых относительно своего поступка.

Но Господь успокоил и самую женщину, и учеников, сказав: 1) добро дело содела о Мне (для Меня). Еже име, сия сотвори (она сделала, что могла). Т.е. по мере своего разумения и средств она выразила свою любовь и усердие ко Мне. 2) Предвари (предварила) помазати тело Мое на (к) погребение. У Евреев, как и у других народов на Востоке, было обыкновение помазывать миром – душистым составом (чит. объясн. Мк. 14:3) тела умерших. Это делалось для того, чтобы предохранить тело от разложения и дурного запаха. С другой стороны, помазанием выражалась честь к умершему, подобно как помазанием при жизни. По всей вероятности, женщина и не имела мысли о приготовлении Иисуса Христа к погребению, но Он Сам дает cиe высокое значение ее действию. По особому внушению Божию, поступок женщины прообразовал Его погребение. 3) Всегда бо нищыя имате (имеете) с собою и, когда хотите, можете им благотворить, Мене же не всегда имате, т.е. в телесном образе, и потому почесть помазания миром можно было воздавать Иисусу Христу недолгое время; так как приближался конец Его жизни, и Он имел разлучиться с верующими видимым образом, вознесшись на небо.

Блаженный Феофилакт поучает при этом: „Когда кто приносит дар Богу, не отклоняй его, не отсылай раздать нищим, но предоставь ему совершить приношение. Разве кто когда потребует у тебя совета о том, нищим ли отдать нужно что-либо, или принести Богу; в таком случае, посоветуй ему отдать лучше нищим“.

Аминь глаголю (истинно говорю) вам: идеже аще проповестся (где ни будет проповедано) Евангелие cиe во всем (целом) мире, и еже сотвори (что она сделала), глаголано (сказано) будет в память её. Это – награда земная, но небесная награда разумеется сама собою. „Вот, говорит св. Златоуст, как исполнилось то, что Христос предсказал: куда ни пойдешь во вселенной, везде увидишь, что возвещают о жене той. И персы, и индейцы, и скифы, и фракияне повествуют о том. что сделала она“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня

См. Толкование на Мк. 14:3