Толкования на Мк. 14:19

Блж. Феофилакт Болгарский

Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли

См. Толкование на Мк. 14:16

Ориген

Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли

Могут спросить: если одиннадцать апостолов имели добрые помыслы и были чисты от всяких мыслей о предательстве Учителя, что же они опечалились, услышав, что предатель, о котором говорил Иисус, был одним из них? Я полагаю, что каждый из учеников знал из учения Христа, что природа человека изменчива и способна обратиться ко злу. В борьбе с началами, властями и силами этого мира мрака (ср. Еф. 6:12) может статься, что падет человек, будучи либо обманут, либо захвачен силами зла. Так что каждый из учеников опасался, как бы не оказаться тем самым предателем, который был теперь здесь предсказан.

Из комментариев на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 19-21 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться

Очень понятно это смущение и даже печаль апостолов поэтому каждый из них, кроме предателя, спешил освободиться от подозрения, спрашивая Господа: не я ли, Господи? Сказали: „кроме предателя“, потому что, как видно из повествования еван. Матфея, Иуда не спрашивал вместе с апостолами, думая, что Христос не узнает его, а, спросил уже после, когда Господь некоторым образом указал его (Мф. 26:25). Омочивый (обмочивший) со Мною солило (в блюдо). Это было блюдо с разными плодами, приготовленными в виде соуса; так как на востоке не употребляли вилок и ложек, а брали кушанье просто рукой (Мих.). Сын убо (впрочем) Человеческий, т.е. Он Христос, идет, т.е. на смерть, якоже (как) есть писано о Нем, т.е. как предназначено Богом в предвечном совете об искуплении падшего рода человеческого и предсказано заранее в ветхозаветных книгах (Пс. 21:9; Ис. 53:4-9; Дан. 9:26-27 и др.).

Горе же человеку тому, имже (которым) Сын Человеческий предастся и пр. Величайшее преступление – предать на смерть своего Учителя и Господа, величайшее будет и наказание за это. – Здесь невольно является вопрос: „виновен ли действительно Иуда в том, что Иисус Христос страдал? По-видимому, он исполнил то, что было написано и что было необходимо, по премудрым планам Самого Бога“. Св. Златоуст так отвечает на этот вопросы „Иуда предал Христа не мыслью искупления, а по злобе. Если ты не будешь смотреть на дело, то и дьявола освободишь от вины. И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Ибо не предательство Иуды сделало нам спасение, но мудрость Христа и величайшее Его промышление, обращающее злодеяние других в нашу пользу. Потому Иисус и называет его несчастнейшим человеком“.

„Иуда виновен, рассуждает один из духовных писателей (архимандр. Августин): 1) тем, что, живя три года с половиной с Господом, не проникся любовью и благоговением к Нему, а, напротив, еще почему-то воспитал в себе чувство неприязни и недоброхотства к Нему; 2) тем, что прельстился 30-ю сребрениками, и из-за них коварно выдал ни в чем неповинного Господа врагам; и 3) тем, что, сознавая гнусность своего поступка, не залился слезами покаяния, подобно, напр., ап. Петру, а покончил с собой самоубийством. Это все доказывает, что Иуда имел душу низкую“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли

См. Толкование на Мк. 14:17