Толкования на Мк. 14:27

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И говорит им (ученикам) Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы

Ночь – время тьмы и всяких обманов. Ночью встают призраки. И ночью, когда нет света, ширятся дела тьмы. Так и в духовную ночь предательства и измены Богу тьма покрывает человеческую душу. И в жизни человека начинают господствовать призраки и воцаряются дела тьмы. Тогда изымается из жизни опора, человек чувствует, что нет прочности в жизни, и в нем развивается малодушие пред лицом неизвестного и мрачного. А в состоянии малодушия, в состоянии духовной прострации от потери духовной опоры жизни, где же человеку противодействовать всяким соблазнам тьмы, надвигающимся на него ночью?! В человеке уже нет и тени мужества, и когда Свет и Бог заволакиваются тьмою, человек бессилен противоборствовать ей, так как нет у него в душе прочной опоры, и поэтому «соблазны» тьмы одерживают легкую победу и господствуют. «Все вы соблазнитесь о Мне» в эту ночь предательства Бога, ночь тьмы, обмана и господства призраков. И исполняется пророческое слово: «Поражу пастыря, и рассеются овцы». Поражается в душе Пастырь и Вождь – Бог, и овца-душа заблудится и погибнет на распутьях жизни.

«Владыко, десным овцам мя сопричти, презрев прегрешений моих множество» (Великий Вторник, 9-я песнь канона на утрени).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы

Поражу пастыря, и рассеются овцы. Как плачевно исполнилось это предсказание. Пастырь добрый поражен был за наши беззакония, и овцы Его, апостолы Его, разбежались, равно как и другие последователи Его.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы

См. Толкование на Мк. 14:26

Прот. Иоанн Бухарев

И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы

Предсказание Иисуса Христа о соблазне Своих учеников и Гефсиманская молитва у евангелиста Марка изложены почти буквально, как и у евангелиста Матфея (Мф. 26:31-35). У еванг. Луки говорится, что пред предсказанием об отречении Петра и о соблазнении Своих апостолов Господь говорил ап. Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, т. е. чтобы Я позволил ему возмущать и колебать вас; но Я молился о тебе, чтобы не оскудила вера твоя, и ты никогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк.. 22:31-32).

Глагола (говорит) им, т. е. апостолам. Вси (вы) соблазнитеся о Мне в нощь сию, т. е. когда враги возьмут Меня и будут поносить и уничижать. Это предсказание о соблазнении апостолов и отречении Петровом было после тайной вечери. Соблазнитесь, т. е. побоитесь исповедать Меня пред врагами Моими своим Господом и учителем, испугаетесь и оставите Меня; может быть, и самая вера ваша в Меня, как Мессию, несколько поколеблется, когда увидите Меня в уничижении: так как вы еще неясно понимаете образ искупления мира Моими страданиями и cмертью (Мих.).

Писано бо есть (ибо писано): поражу пастыря, и разыдутся (рассеются) овцы стада (Мф. 26:31). Это – предсказание св. пророка Захарии об апостолах за 500 лет до события (Зах. 13:7). „Приводит Христос это пророчество, замечает св. Златоуст, для того чтобы показать, что Он распинается по воле Божией, и что все, что совершится с Ним, есть дело Божия смотрения и издревле предвозвещено пророками“. „Поражу сказано от лица Божия и в том смысле, что иудеи распяли Иисуса Христа по допущению Бога Отца. Бог Отец мог воспрепятствовать им, но не воспрепятствовал, а допустил, потому и говорится, что поразил“ (Феоф.).

Пастыря. Господь Иисус Христос, как Спаситель, есть Пастырь для всех своих верующих: Я Пастырь добрый, сказал Он Сам о Себе (Ин. 10:11). Овцы стада. Bcе верующие во Христа суть овцы Его стада, т. е. ученики, последователи Его, члены церкви Его; но здесь разумеются только одни апостолы. Пророческое предсказание относилось только к ним.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 27-31 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили

(См.Мф. 26:31–35).

«Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф. 26:32). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете (Нав. 18:17;Иез. 47:8). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками (Лк. 21:37). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском.

«Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой…